Архетип Люцифера

arhetip-lyuciferaДавно не было про архетипы – продолжу тему немного необычным архетипом Люцифера. В переводе с латыни “люцифер” означает два слова: lux – свет и feru – несу. То есть “светоносный”. До того как христианство стало использовать его как имя для духа зла, слово “люцифер” именем не было. Это синоним “Утренней звезды”. Так римляне называли… планету Венера. В греческой мифологии был полубог Фосфор – сын титана Астрея (божества звездного неба) и Эос (богини зари), любимец и спутник богини Афродиты (Венеры). Фосфор тоже переводится, как “светоносный” или “утренняя звезда”.

Что интересно, Венера – единственная планета Солнечной системы, вращающаяся в направлении противоположном направлению вращения других планет. И здесь начинается ее мистическая связь с Люцифером – падшим ангелом, бунтарем, противоположным добру. Сатана с арамейского переводится, как “противник”, “противоположный”. Иногда Венеру также ассоциируют с библейской звездой Полынь. Одновременно Венера – богиня любви, символ женского начала, эротической чувственности..

К связи Венера – Люцифер – женское начало еще вернемся. Начнем с архетипа Люцифера. Не вдаваясь в известные подробности, можно отметить, что этот архетип – один из двух главных во всей мировой литературе, мифологии и сказаниях. Всегда есть положительный герой – протагонист, и его враг, отрицательный герой – антагонист. При чем довольно часто антагонист обладает вполне дьявольскими чертами. Например, Алый Король – соперник Стрелка Роланда из серии книг Стивена Кинга “Темная башня”. Или Белая Колдунья – антагонист льва Аслана в “Хрониках Нарнии”. Особенно если учесть, что большинство критиков считает, что Аслан – это Иисус в альтернативном мире “Хроник”. А еще один из героев книги утверждает, что Колдунья – потомок Лилит, первой жены Адама (см. статьи “Лилит и Ева” и “Женское начало”). Некоторые апокрифы говорят, что уйдя от Адама, Лилит стала женой Люцифера, от которого наплодила демонов. Круг замыкается: Венера – Люцифер – Лилит..

Про отношение к женщине и ее положение, начиная с древних времен, мы говорили уже много. Полное подавление, второсортное существо после мужчины. Мужчина – бог и царь, женщина в услужении. При этом она – искусительница, поддавшаяся на уговоры Змея. А значит женская природа подвергается унижениям за проступок Евы. Тут уже недалеко от того, чтобы эпитет Венеры “люцифер” (светоносная, утренняя звезда) превратить в имя главного врага рода человеческого.

Вообще для любой новой религии характерно 2 явления:

1. Смешивать удобные черты старых богов с новыми.

2. Остальных превращать в злодеев.

В статье “Дух в бутылке” мы говорили о том, что Сатана обладает вполне отчетливыми чертами греческого бога Пана (рога, козлиные ноги) и кельтского рогатого бога Кернунана. Наряду с уничижением прежних богов христианство постепенно отрицает женское начало, которое играло огромную роль в древних мистериях.

Но перейдем к архетипу Люцифера в современном человеке, а потом в женской ипостаси. Что есть Бог? Это многовековой порядок, олицетворение патриархального общества, традиции, устои, правила. Человек, который хочет жить своей жизнью, быть свободным, думать, прежде чем следовать шаблонам – он в этот момент приближается к архетипу Люцифера-бунтаря.

Как писал Юнг, “Люцифер, по-видимому, лучше кого бы то ни было понимал волю Божью, направленную на сотворение мира, и самым точным образом исполнял ее, восстав против Бога, и противопоставив Богу собственную, отличную от Его, волю”.  Люцифер – это символ разума, думающего человека, умеющего противостоять неудобным для него традициям и вещам с его точки зрения глупым или бессмысленным. Но архетип не знает нюансов, поэтому Люцифер – это зло. И в современном мире слишком заигравшийся в бунтарство человек рискует встать на скользкий путь. Перепутав гордость с гордыней, свободу с анархией, индивидуальность с эгоизмом, уединение с одиночеством и т.д. Архетип Люцифера – это всегда балансирование на грани, как подробно описано в статье про аркан Таро “Дьявол”. Иногда Люцифера сравнивают с Прометеем – они оба несли свет людям. Один – свет разума, свободы воли, другой – физический огонь. И оба были подвергнуты каре.

Люцифер в женщине – примерно то же самое. Некоторые исследователи отмечают интересный факт – в русской культуре нет героини, соответствующей Венере. В западной – пожалуйста, она полна чувственных роковых красавиц. У нас – ?… Символ русской женщины – это купчихи с картин Кустодиева или пламенные революционерки, “останавливающие коня на скаку”. Полные, грубоватые, суровые.

Есть, правда, Елена Прекрасная – героиня фольклора. Вот, что пишут об этом образе. В сказке главным героем является царевич – но до Ивана Грозного царей на Руси не было, были князья. Значит сказка относительно недавних времен?.. Иван-царевич – так звали старшего сына Ивана Грозного. А Елена – это одна из его жен. Красивая молодая женщина, которая была избита своим свекром (по одной из версий) за то, что зайдя в ее покои он застал ее не особо одетой. Царевич вступился за жену и в возникшей потасовке был случайно убит отцом. Но возникает вопрос – почему Иван Грозный решил зайти в женские покои, с какой целью он навещал жену сына? Опять же кто-то говорит, что он был неравнодушен к Елене. И тут мы видим очередную трагедию женского начала. Только появилась красивая, молодая женщина, относительно раскованная – и сразу унижение, побои, чья-то смерть.

Современная женщина с архетипом Люцифера независима и свободна. Она живет не “по правилам”. Не выходит замуж, потому что “20 лет и пора”, не рожает только потому что семья без детей не семья, не держится за мужчину лишь бы не быть в одиночестве, не боится подать на развод в 40 лет. Она рискует быть осужденной обществом за это, рискует остаться одна – но это в том случае, если она не сумеет вовремя остановится. Ведь предел должен быть во всем.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × один =

Прокрутить вверх
На платформе MonsterInsights