Страшные сказки для детей

strashnie-skazkiСтрашные сказки для детей — это полезно или не очень? Стоит ли нам оберегать их от особо пугающих сюжетов?

«Девочка лежала в постели, как раз уже готовая заснуть, как вдруг, она услышала, как мать произносит её имя на кухне. Она спустилась вниз, чтобы узнать, что хотела её мать, но когда она проходила мимо чулана под лестницей, дверь открылась, оттуда вытянулась рука и затащила её туда. Это была ее мать, которая пряталась в шкафу. “Не ходи на кухню”- прошептала она. “Я тоже слышала, как оно произносит моё имя.”

Страшные сказки есть во всех мировых культурах. Некоторые из них настолько пугающие, что заставляют стынуть кровь в жилах. Например, бретонские народные легенды. Кроме того, многие из известных нам сказок до их более поздней обработки, изначально имели жестокий и тревожащий сюжет.

Например, в старой версии «Золушки» сестры главной героини отрубают себе пальцы, чтобы их ноги поместились в туфельку. Точнее одна сестра отрезает пальцы, а другая отрубает себе пятку. В итоге в наказание за обман на них налетают птицы и выклевывают глаза. Все это на фоне хэппиэнда Золушки и принца.

Похожая сказка есть про красные башмачки, которые заставляли своего хозяина танцевать до полного изнеможения, пока не придет смерть. Снять их было невозможно. Единственный способ — отрубить ноги.

В прежней версии «Белоснежки» злая мачеха требовала от охотника принести ей сердце, печень и легкие своей падчерицы, чтобы… их съесть. А в конце ее наказывают, надевая на ноги раскаленные башмаки, заставляя танцевать пока она не умрет.

В сказке «Красавица и чудовище» старшие сестры оставили героиню в глухом лесу без еды и воды в надежде, что ее сожрет чудовище.

А в «Спящей красавице» принц не поцеловал принцессу, а изнасиловал ее. К моменту пробуждения девушка уже имела ребенка (а в некоторых версиях и двух) от подлеца.

Глубокий первоначальный смысл таких произведений был связан с тем, что в древности сказки вовсе сказками не были. Они представляли собой систему табу — запретов, нарушая которые люди рискуют жизнью. Например, в лесу можно заблудиться и погибнуть — поэтому лес очень часто населен недоброжелательными персонажами типа Бабы Яги, Лешего, Кикиморы и прочих. Более подробно эти примеры мы рассматривали в рубрике про символизм сказок.

Всем нам знаком такой сказочный персонаж, как Михаил Потапыч — попросту медведь. Однако его так обычно не называют, употребляя замещающее имя. Почему? По одной из версий, медведь — одно из главных тотемных животных, чье имя не стоит лишний раз упоминать всуе. Во всех сказках, в которых медведь угрожает героям, а то и расправляется с ними, изначально заложен мотив предупреждения о том, что нельзя злить дух леса и лезть в его владения. Так же есть версия, что медведь — это тоже более позднее название, замещающее настоящее табуированное имя. Еще раньше его называли другим словом, которое так же не следовало произносить, поэтому появилось «медведь» — ведающий медом. Но другие исследователи говорят, что такое буквальное расчленение слова ошибочно и более правильно считать, что «медведь» — это поедающий мед.

С развитием общества и его гуманизацией, особенно страшные сказки смягчались или вовсе ликвидировались. В той же сказке про «Двенадцать месяцев» мачеха с дочкой изначально погибали. Позже смерть заменили на колдовство, которое превратило их в собак, а еще позже оставили шанс вернуться в прежнее обличье, если падчерица их простит. Однако, пусть и в обработанном виде, страшные сказки продолжают существовать. Все знают и про пугающие истории на ночь, и достаточно любителей пощекотать себе нервы. Некоторые исследователи фольклора делились переживаниями, что иногда им приходилась выслушивать от местных старожилов такие жуткие предания о славянских персонажах, что ночью было страшно в туалет ходить.

Самое интересно — данные сказки в определенной дозировке полезны даже для детей. Они помогают им пережить заложенные в них глубинные страхи и тревоги. Особенно, ребенок боится думать о рождении и смерти — сказки с данными мотивами прорабатывают эти переживания. Заодно подготавливают и адаптируют к жизненным испытаниям. Разумеется, их нужно выдавать дозировано и не сразу погружать ребенка в эту атмосферу, иначе можно довести до неврозов. Но вы могли замечать, что дети сами тянуться к страшным рассказам, удовлетворяя свою потребность в дозе тревоги и ужаса. Со временем, прежние произведения перестают их ругать и требуется что-то более существенное. Не всегда стоит их ограничивать и страшные сказки для детей не должны быть под запретом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 × 1 =

Яндекс.Метрика