Женские архетипы. Гестия

Архетип Гестии обычно интересует больше всего. Он и правда немного загадочный. Даже в самой античной мифологии почти нет мифов, посвященных этой богини – она лишь только упоминается в рассказах про других богов.

Гестией завершается триада “девственных богинь“, олицетворяющих тех женщин, для которых наличие мужчины и семьи не является непременным атрибутом счастья, хотя они и не отрицают ее.

Гестия – богиня домашнего очага. В римской мифологии она носила имя Веста. В переводе с латинского огонь будет “фокус” – от него образованы итальянский “fuoco”, испанский “fuego” и даже английский  “fire”, а также другие формы в романских языках, распространенных в бывших римских провинциях (обожала лингвистику в университете!)). Так вот “фокус” в современном языке имеет несколько значений, одно из которых “фокусироваться”, т.е. сосредотачиваться. Ранее я писала про Афину и Артемиду – независимых богинь, чья деятельность направлена во внешний мир. В отличие от них, деятельность Гестии направлена, сФОКУСирована на мире внутреннем, это внутренний огонь. Она не только мало зависима от других людей и не испытывает в них особой потребности, но и мало зависит от окружающего мира вообще.

Гестия – первый ребенок богов-титанов Крона и Реи и самая старшая среди своих братьев и сестер, а также самая старшая из всех богов-олимпийцев. У нее есть 2 сестры – Гера и Деметра (об архетипах которых я уже писала) и 3 брата – Зевс, Аид и Посейдон. Персефона, Афина, Артемида и Афродита (другие женские архетипы) – ее племянницы. Таким образом Гестия это еще и образ мудрой старшей сестры или тетушки, к которой всегда идут за советом и чтобы набраться сил в ее уютном доме, который как крепость защитит от всех внешних невзгод. Поскольку Гестия была старшим ребенком Крона, то он проглотил ее первой, и она дольше всех пробыла в его утробе пока он пожирал остальных своих детей и пока ее брат Зевс не убил отца, освободив своих сестер и братьев. Возможно, отсюда ее тяга к одиночеству и самостоятельности.  Поскольку Гестия одновременно богиня домашнего очага и жертвенного огня, то, с одной стороны, ее одиночество, это принесение в жертву себя ради блага других. С другой стороны, это абсолютно добровольный выбор. Согласно мифологии, взаимности Гестии добивались Посейдон и Апполон, но она отказала им обоим и ушла с Олимпа на землю, к людям. Поэтому она была так почетаема, несмотря на свою малозаметность. Перед принесением любой жертвы, сначала возносились молитвы Гестии. Перед тем, как войти в новый дом приносились жертвы богине домашнего очага – сердца дома. Незримо Гестия каждый день присутствовала в жизни человека.

В современном мире архетип Гестии встречается не очень часто, но в настоящее время все больше женщин начинают следовать ему, открывая в себе исконную женскую сущность. Пусть робко – потому что давление семьи и общества в том, что женщина без мужчины неполноценна, еще очень сильно – но уже все более заметно. Особенно в западных странах, которые менее патриархальны в своем укладе. Вообще образ женщины-Гестии лично у меня прежде всего ассоциируется с английской провинцией и ее жительницами. Возможно, потому что на ум приходят мисс Марпл или реальная женщина Гертруда Джекилл – первая женщина-ландшафтный дизайнер, разработчик идей английского сада. Или Джейн Остин, отказавшаяся от предложений замужества и в 30 лет надевшая чепец – что обозначало, что она больше не считает себя девушкой на выданье.

Вообще английский образ жизни (классический) очень располагает к раскрытию в себе архетипа Гестии. Почему англичане чуть меньше остальных наций подвержены депрессиям – потому что размеренный образ жизни (не в Лондоне, конечно, и не в крупных городах) с его “файфоклоками”, садоводством, пикниками, скачками, послеобеденными прогулками очень насыщает жизнь, заполняя “экзистенциональные пустоты”.  Благодаря ему, меньше свободного (лишнего) времени для пустых переживаний. А осмысленная размеренность очень насыщает жизнь.

Как многие англичане продолжают придерживаться некоторых обычаев, так и женщина с архетипом Гестии всегда чем-то занята. Не обязательно сильно важным или серьезным, но даже домашние дела для нее сродни медитации. Она вообще домашняя женщина. Но не в примитивном понимании домохозяйки или домоседки. Она очень деятельная натура, но не суматошная “хозяичка”, которой нужно везде успеть, ничего не забыть. Гестия никуда не спешит, при том, что дел у нее много. Она умудряется вкладывать душу в простые вещи. Любит готовить – умеет это делать хорошо, вкусно, соблюдая все тонкости. Любит садоводство, убирать дом – но не в плане вынести мусор и помыть полы. Дом для нее живое существо – поэтому она все время что-то в нем украшает, наводит уют, любит красивые вещи. В ее доме всегда заметна личность хозяйки. Убирая свой дом и украшая его, Гестия чистит и свои мысли и заряжается позитивным настроем.  В уходе за домом, садом, чтением книг она постигает свой дзэн.

Но я бы не хотела, чтобы вы думали, что Гестия – это просто домохозяйка. Совсем нет! Это лишь способ достижения внутренней гармонии, один из. Это очень сильный архетип, возможно, самый сильный, если женщина сумеет правильно себя в нем реализовать. К сожалению, не могу привести вам литературный пример с женщиной-Гестией, но приведу… мужской) То есть описание образа жизни мужчины, который может вести женщина-Гестия. Почему нет? Ведь она также независима, как мужчина. Это один из моих любимых героев – Беорн, персонаж Толкиена из книги “Хоббит, или туда и обратно”. Вот его описание словами Гэндальфа: “На нем нет ничьих чар, кроме своих собственных. Живет он в дубовой роще в просторном деревянном доме, держит скот и лошадей, которые не менее чудесны, чем он. Они на него работают и разговаривают с ним. Он их не ест и на диких животных тоже не охотится. Он держит ульи, бесчисленные ульи с большими пчелами, и питается главным образом сливками и медом. В обличье медведя он скитается далеко от дома. Однажды я застал его сидящим в одиночестве на вершине Каррока ночью; он смотрел, как луна садится на Туманные Горы. ..Беорн избегал приглашать к себе в дом гостей. Друзей у него было немного, жили они довольно далеко от него, и он никогда не принимал больше двух друзей за один раз”. Это “мирный образ” Беорна-домохозяина. И образ жизни женщины, верно раскрывший в себе архетип Гестии. А вот обратная сторона этого домашнего образа: “Но даже и вместе с орлами их все равно было меньше, чем гоблинов. И тут, когда уже отчаяние овладело защитниками Горы, появился сам Беорн — никто не знал, откуда он взялся. Он пришел один, в обличье медведя, такой свирепый, что казался громаднее обычного. Рев его был громче грохота барабанов и пушек, он расшвырял волков и гоблинов направо и налево, точно перышки. Он напал на них с тыла и прорвался сквозь их заслон. Там Беорн остановился,подобрал Торина, пронзенного вражескими копьями, и вынес его из боя. Потом быстро вернулся и с удвоенной яростью напал на врагов; никто не мог ему сопротивляться, никакое оружие его не брало. Он разметал гвардию Больга, повалил его самого и растоптал. Ужас охватил гоблинов, и они бросились врассыпную”.

Конечно, Гестия это совсем не воительница – с этой функцией прекрасно справляются Афина и Артемида. Но я привела пример с Беорном, чтобы было понятно, что Гестия это не замкнутая домоседка, убежавшая в свой дом-крепость и запершаяся от всех внешних проблем, спрятавшись в своем мирке. Это осознанный выбор сильной женщины. И эту силу она черпает в своем доме, образе жизни, мудрых книгах, в тщательно выбранных друзьях, которые не предадут, не будут ссорится по пустякам и для которых дружба не равно частые встречи и каждодневное общение. У нее есть мощный внутренний стержень, принципы, которые она умеет отстаивать, сильный характер, независимость внутреннего благополучия от внешних факторов. Она почти ничего не боится, ни от чего не зависит, ей никто не нужен. Она отдает свое тепло и встречает в своем доме, не ожидая ничего взамен, потому что сила ее огня настолько мощная, что не нуждается в чье-либо подпитке. Это вы еще будете подпитываться от нее, если она позволит.

В Древнем Риме у Гестии, носившей имя Весты, был даже более развитый культ, чем в Греции. Ее жрицы – весталки – совершенно особая женская каста, которая в отличие от всех остальных лишенных особых прав женщин древнего мира, имели свою собственность и право самостоятельно ею распоряжаться, были независимы от отцовской власти или власти хозяина дома, могли вести образ жизни, равный по могуществу мужскому. Они даже имели право ездить на колесницах (чисто мужское занятие) и право помилования осужденных. За оскорбление весталки полагалась смертная казнь. Единственное условие, которое должны были соблюдать жрицы Весты, – не вступать в брак и хранить девственность. Возможно слово “невеста” каким-то образом тоже связана с именем Весты – “не Веста”, то есть больше не девственница, а женщина, выходящая замуж. Хотя считается, что “невестка” – это просто “невесть кто”)

Женщина-Гестия — это «вещь в себе», символ интровертированной самодостаточности, она эмоционально закрыта от повседневного мира. Владеет эмпатией и может ощущать людей, понимать их мотивы, осознавать ситуацию, которая происходит, но она не ощущает в этом нужды, ей комфортно в полном одиночестве или в узком кругу знакомых, где она создает вокруг себя ореол покоя.

Архетип Гестии – это архетип Самости – внутренней сосредоточенности, духовной просветленности и осмысленности. Гестия в женщине это внутренняя точка опоры, позволяющая ей держаться на своих позициях среди внешнего хаоса, волнений или обычной повседневной суматохи. С Гестией жизнь женщины приобретает смысл. И она ищет в ней убежище от своих невзгод – именно поэтому женщине с любым архетипом нужно развивать в себе внутреннюю Гестию.

Видимо, из-за того, что Гестия старше своих сестер Деметры (женщины-матери) и Геры (женщины-жены), она не является ни той, ни другой, а представляет собой ту Первозданную Женщину, о которой пишет Кларисса Эстес в своей известной книге “Бегущая с волками”. “Есть старая женщина, обитающая в тайном месте, которое каждая из нас знает в своей душе, но мало кто видел воочию. Как и старухи из сказок Восточной Европы, она дожидается, когда к ней придет сбившийся с пути скиталец или искатель”, “она садится у ОГНЯ и думает о том, какую песню спеть”.

Понятно, что такая самодостаточная женщина редко первая идет на контакт с мужчинами. Часто она даже не очень осознает, что находится в том возрасте, когда надо создавать семью. Или может осознанно отказаться от брака. Но такие женщины нередко привлекают мужчин. Помните, мы говорили про энергетику? Это внутренняя сила, которая притягивает людей, как магнит железные стружки. Внутренней силы у Гестии хоть отбавляй. Да, ее не сразу замечают. Это не Афродита и не Афина, которые всегда на виду. Но заметив, забыть уже трудно, потому что магнит притягивает. Про таких женщин говорят “не знаю, что происходит, вроде и не красавица и не горячая и на контакт плохо идет, а тянет”. Конечно, тянет – кого же не притягивают люди, постигшие дзэн и раскрывшие свою самость. Или по крайней мере находящиеся к этом всему гораздо ближе, чем остальные.

В работе женщина-Гестия по понятным причинам реализуется редко. Ей это не надо. Можно “перекладывать бумажки” 8 часов, а потом радостно убежать обратно в свою жизнь. Но она вполне может сделать, например, карьеру модели –  она часто нравится фотографам из-за неосознанной грациозности и неподвижности, как у совершенно естественной в любой своей позе самодостаточной кошки, и потому, что есть в ее глазах нечто “обращенное внутрь”. Как фотограф Гестия тоже вполне может найти себя – у нее достаточно терпения и выдержки для многочасовой работы ради одного удачного кадра.

В современном мире женщины-Гестии еще слабы. Им не хватает силы в одиночку идти против всего общества, отстаивая свою независимость. Поэтому они часто замыкаются в себе, убегают от мира вместо того, чтобы развивать свои сильные стороны. Но их время уже близится. Как говорила Галадриэль “Я чувствую это в воде, чувствую это в земле, ощущаю это в воздухе”.  Именно поэтому сейчас так популярны книги “Бегущая с волками”, “Веретено Василисы”, “Белая Богиня” – они помогают женщине раскрыть в себе потенциал Гестии, архетип Первозданной Женщины.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − три =

Прокрутить вверх
На платформе MonsterInsights