После статьи про аркан Смерть меня упрекнули в том, что в описании было “мало хоррора”. Ведь смерть – это самый известный и самый главный аркан таро. Я не согласна ни с тем, ни с другим, но даже, если бы это было так, то все равно нет причин делать эту карту более негативной. Если мы обратимся к истории, то увидим, что люди все время жили бок о бок с умершими – оставляли на память их останки, делали трофеи из черепов врагов, хранили их как артефакты и талисманы, поклонялись мощами святых, строили церкви, где все предметы сделаны из человеческих костей. Неприязненное отношение к таким вещам появилось совсем недавно – когда это стало считаться негигиеничным и поэтому опасным. Но до этого, когда человеческая жизнь была слишком коротка и беззащитна перед самыми простыми болезнями, смерть воспринималась гораздо естественней. Бедняки считали ее избавлением от тяжелого существования. В античности и средневековье существовал популярный сюжет danse macabre – пляски смерти, становившийся особенно актуальным во времена эпидемий. Веселая смерть (иногда в образе трикстера, играющего на жизнь с человеком, но чаще в образе веселящихся скелетов), кружила в танце с представителями всех сословий,
демонстрируя свое безразличие к их богатству.
В фольклоре мы часто встречаем такое явление, как забор из человеческих костей с надетыми на него черепами. Обычно он окружал избу Бабы Яги или другого мистического персонажа. При этом многие герои не только не испытывали большого страха перед подобным явлением, но и охотно сами их использовали. Так Василиса Прекрасная получает от Бабы Яги в дар череп с горящими глазницами. Сам по себе череп – это символ смерти разума (т.к. он защищал мозг при жизни), но взамен земного разума, в его глазницах вспыхивает огонь высшей истины. Кроме того это накопленный опыт ушедших предков, чья мудрость помогает живущим.
Страх, появляющийся в наших душах при виде черепа, как символа смерти, чаще всего объясняется недостатком знаний. Многим ли известно, что “Веселый Роджер” – череп с костями (или саблями) с пиратского флага – на самом был не столько устрашением, сколько символизировал удачу. Более того, он был улыбающимся – это означало, что пираты собирались брать пленных, а не убивать их.
Символика смерти широчайше использовалась (и продолжает использоваться) во многих культурах, воинских формированиях и тайных обществах. Но ее пугающий образ – это лишь одна и не самая главная причина. Например, после Февральской революции в России Временным правительством были созданы т.н. ударные части – предшественники Белой гвардии. Череп и кости украшали их знамена, погоны, кокарды и знаки отличия, а также оружие. Их девизом было “Россия или смерть!”, что не стоит рассматривать только как угрозу, а скорее как воинскую доблесть, силу Духа и его победу над смертью. “Черные погоны с кантом белоснежным/Угол черно-красный – символ боевой../Шапочка-залетка, смелость, ясность взгляда,/Мертвый череп – клятва биться до конца”.
В XII веке в Иерусалиме существовал орден Благой Смерти и Эскадрон Смерти, сформированный из больных проказой. Их символом был череп с костями. Для прокаженных смерть была избавлением, поэтому они никогда не отступали на поле боя.
Широко известен символ “тотенкопф” – мертвая голова, получивший распространение после прихода к власти Гитлера в фашистской Германии. Данный символ, выгравированный на кольцах, имел большое, почти сектантское значение – если его обладатель погибал в бою, соратники должны были сделать все возможное, чтобы кольцо не досталось вражеской стороне. Также оно означало верность фюреру и непреклонное послушание. Кольцо вручалось лично Генрихом Гиммлером, его нельзя было купить или передать по наследству. Именно в связи с использованием тотенкопфа нацистами, оно приобрело резко негативное значение. Между тем “мертвая голова” имеет долгую историю. Ее использовали не только нацистские войска, но и в британском уланском королевском полку, и в ВВС Франции и США. Даже в самой гитлеровской Германии кольцо с черепом не имело негативного подтекста. Оно означало, что его владелец готов в любой момент пожертвовать жизнью ради блага народа. У тотенкопфа не было цели напугать, по крайней мере изначально. Тем более, что идея его использования не принадлежала именно Гиммлеру, а была исторической эмблемой элитарных частей Германии еще времен Империи. Не говоря уже о том, что символика мертвой головы использовалась во время войны в армиях стран антигитлеровской коалиции.
Таким образом, облик смерти и ее символы далеко не в первую очередь являются чем-то пугающим. Это древнейший архетип, обозначающий естественный конец в физической жизни каждого, психическое перерождение, силу духа, благородство в бою. А также древнюю мудрость поколений, которые общаются с живыми потомками посредством различных символов и обрядов.