Эффект Люцифера

….или почему хорошие люди превращаются в злодеев» — книга американского психолога Филипа Зимбардо, автора «Стэнфордского эксперимента». Много вопросов было после статьи про фашистские лагеря смерти«Как люди могли так относиться к себе подобным? Даже животных ведь жалеешь, а тут..» Другие статьи на эту тему можно прочитать по ссылкам: 1, 2, 3.
Для начала можно посмотреть на фото — это одна и та же девушка, 22-летняя Ирма Грезе, надзирательница в концлагерях Аушвиц (Освенцим) и Берген-Бельзен. На одном фото вполне милая и симпатичная девушка (а по вкусам того времени и просто красавица), на втором она же в «рабочее время».
Ирма Грезе выполняла свою работу со всей самоотдачей, хотя при этом считала ее временной и мечтала о послевоенной карьере киноактрисы.

Далее на фото обаятельный дяденька — Клаус Клауберг. Детский врач, по совместительству работавший в концлагере Равенсбрюк, где ставил медицинские опыты над цыганскими женщинами.

И, наконец, Йозеф Менгеле — «Доктор Смерть» — врач, занимавшийся жестокими экпериментами над узниками Аушвица. Он лично производил отбор тех, кто по прибытии в лагерь сразу отправлялись в газовую камеру (дети до 12 лет, старики, больные и слабые женщины), кто на тяжелые работы в лагере (мужчины и выносливые женщины), а кто к нему в лабораторию. При этом немногочисленные выжившие узники отмечали, что Менгеле был вежлив и никогда не издевался над пациентами «без необходимости» — в смысле не унижал морально, а просто спокойно выполнял свою «работу».  Менгеле часто проводил опыты на детях, особенно на близнецах, и нередко был добр к своим маленьким подопытным, мог угостить их шоколадкой перед работой. Работа, чтобы вы понимали, это выполнение медицинских экспериментов (операций, введение лекарств, ампутаций) на живых людях без наркоза и последующего лечения. Выживших после экспериментов умерщвляли. Никто из этих троих впоследствии не раскаялся и вины своей не признал.

 

 

 

 

 

 

А вот так эти люди выглядели во внерабочее время.

В 1972 г. Зимбардо провел эксперимент, собрав группу людей, которых по жребию разделил на заключенных и надзирателей. Эксперимент должен был продлиться 2 недели, но закончился через 5 дней. Ситуация стремительно вышла из-под контроля. Многие участники заработали нервный срыв. Надзиратели стали вести себя как натуральные садисты, а заключенные почему-то им не сопротивлялись, хотя условиями это не было запрещено. Зимбардо отметил, что после его предложения дать сдачи «надзирателю», «заключенный» покорно это выполнял, но самостоятельно не делал. Психолог написал по этому поводу следующее: «Первое: мир наполнен и добром, и злом — так всегда было и всегда будет. Второе: границы между добром и злом проницаемы и расплывчаты. И, наконец, третье: ангелы могут стать демонами, а демоны, хотя это иногда трудно постичь, способны стать ангелами». Также он сослался на исследования Стауба: «Психолог Эрвин Стауб (в детстве переживший нацистскую оккупацию Венгрии) согласен с тем, что обычные люди в определенных обстоятельствах способны на невероятные жестокости и даже убийства. Пытаясь понять причины геноцида и массового насилия во всем мире, Стауб пришел к выводу, что «зло, проистекающее из обычного мышления и творимое обычными людьми, является нормой, а не исключением…» 
За 9 лет до Стэнфорда Стэнли Милгрем провел свой эксперимент «Подчинение: исследование поведения». В одну комнату помещался подопытный (актер), в соседнюю через
стеклянную стенку человек с улицы. Задание — выяснить влияние боли на память человека. Актер должен был запоминать текст, но за каждую ошибку получал разряд тока от участника. С каждым разом сила тока должна была увеличиваться. При чем актер реалистично изображал боль, просил пощады и кричал, что у него слабое сердце. Рядом с участником, который должен был давать разряд тока, находился автор эксперимента, который ровным голосом говорил, что все в порядке и под контролем. В итоге большинство участников доводили силу тока до предела, когда актер падал без чувств. При анализе состава участников не было выявлено зависимости между их действиями и полом (женщин, отказавшихся от экспериментов не было больше, чем мужчин), от уровня образования, профессии и т.д. То, что участники получали удовольствие от пыток актера, тоже не подтвердилось. Но выявилась чрезвычайно интересная закономерность:

  • Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент», лишь 20 % соглашались на продолжение эксперимента.
  • Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95 % оставались в нижних пределах и не увеличивали его.
  • Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты.
  • Если испытуемый оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении эксперимента, испытуемый прекращал эксперимент.

Возвращаясь к надзирателям из фашистских концлагерей, надо, конечно, отметить, что большинство из них, конечно, получали удовольствие от издевательств. Но опять же — это были люди из совершенно разных социальных слоев. Они не были (по крайней мере не все) прирожденными садистами. То, что подтолкнуло их на подобное поведение, называется дегуманизация. Дословно — это стирание человеческих черт у объекта и низведение его до уровня низшего существа. Например, крысы или таракана. А способен ли таракан вызвать сочувствие или только мысль о его скорейшем уничтожении? В фашистской Германии проводилась целая пропаганда по внушению этих мыслей. Например, показывались фильмы про крыс — как они уничтожают корма и разносят заразу. Через какое-то время закадровый голос говорил «евреи — это те же крысы среди людей, их требуется немедленно уничтожить». Соответственно со временем даже «рядовые бюргеры» стали относится как к людям третьего сорта к евреям, цыганам, славянам, коммунистам, гомосексуалистам и инвалидам. По поводу последних была разработана своя программа — если человек без перерыва болел более 5 лет или был инвалидом детства, умственно-отсталым и т.д., он подлежал эвтаназии. Текст плакатов с этим тезисом гласил, например «Этот больной за время жизни обходится народу в 60 000 марок. Гражданин! Это и твои деньги!» Вначале уничтожались только дети до 3-х лет, затем все возрастные группы.

Таким образом массовое уничтожение людей в концлагерях вызывало мало сочувствия у кого-либо. Представители арийской расы не испытывали к ним ничего, кроме равнодушия и необходимости уничтожить согласно приказу.

«Дегуманизация — один из основных процессов, заставляющих обычных, нормальных людей спокойно или даже с энтузиазмом творить зло. Дегуманизация — нечто вроде «катаракты мозга», мешающей человеку ясно мыслить и заставляющей его считать, что другие люди — это не люди. Страдающие этой «катарактой» видят в других лишь врагов,которые несомненно заслуживают страданий, пыток и уничтожения» (с).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × три =

Прокрутить вверх