Перышко Финиста Ясна Сокола – символизм и анализ

russkie_skazkiВ любой сказке заложено 2 мотива – либо поиск лучшего (развитие), либо установление гармонии. Рассмотрим скрытые символы и проведем анализ.

Обычно в сказках присутствуют 3 брата или 3 сестры. Мужчина – это всегда символ разума, логоса. Женщина – символ эмоциональной сферы. В цельной личности должно быть и то, и другое. Поэтому братья отправляются на поиски невест – чтобы восполнить недостаток духовной сферы, а сестры ищут мужей – чтобы воссоединится с мудрым логосом.

В сказке про Финиста Ясна Сокола у старика 3 дочери.  Две старшие злые и ленивые, младшая – добрая и работящая. Старшие сестры – это негативные эмоции, младшая – возвышенное начало души.

Старик-отец – символ старого разума, нуждающегося в обновлении и в то же время владеющий неким опытом.

Итак, отец отправляется в город и спрашивает дочерей, какие им привезти подарки. Старшие сестры просят ткани и украшения, а младшая – перышко некоего Финиста. Перо сразу относит желание младшей дочери к небесной сфере (птицы – символ неба, духовного начала). Таким образом девушка понимает необходимость развития души, замены старого на новое.

Почему именно младшая дочь оказывается такой мудрой? Потому что она занимается благоустройством дома. Как вы помните из поста о Гестии – для женщины делающей уборку в  доме, наведение порядка равно очищению собственных мыслей и избавлению от негативных эмоций.

skazkiОтец выполняет поручение младшей дочери лишь с третей попытки. Он никак не может найти перышко. Но однажды он встречает некоего старичка с коробочкой, в которой находится то самое перо Финиста Ясна Сокола. Отец покупает у старика коробочку и привозит дочери. Та открывает ее в свое комнате, и оно, ударившись об пол, превращается в прекрасного царевича.

Старичок, которого встречает отец – символ мудрого опыта. В предыдущем анализе сказок говорилось, что царевич очень часто свергает старого царя или приходит ему на смену. Это символизирует обновление сознания – новый широкий кругозор приходит на смену устаревшему и закостенелому. Но старость это не только что-то отжившее – это еще и жизненный опыт. Не всегда он приходит вместе с возрастом, поэтому царевич так быстро смещает старого царя. Отец девушки –  тоже символ старого сознания, но без особой мудрости. Поэтому он долго не может выполнить просьбу младшей дочери – путь в духовную сферу закрыт для узкого сознания. Но встречный старичок – как раз мудрый опыт, поэтому, несмотря на возраст, он не символ отжившего. И именно он смог найти перышко и продать его отцу. То есть он делится мудростью с устаревшим сознанием, поэтому в итоге отец девушек положительный герой.

Коробочка – символ ограничения свободы разума. Младшая дочь, символ эмоционального начала, освобождает разум от ограничений и выпускает из коробочки. То есть дает ему поле для проявления полета мысли, фантазии и творчества.

Перышко – атрибут духовного мира, ударяется об пол –  символ мира материального, и превращается в прекрасного юношу. Оно, перышко, смогло принять видимый человеческий образ только после соединения духовного и материального.

finist_yasniy_sokolСтаршие сестры девушки догадываются, что каждый день она тайно общается с Финистом в своей комнате, но застать их вместе не могут – услышав шаги, Финист превращается в сокола и улетает в окно. Тогда сестры решают воткнуть в окно острые ножи. Из-за этих ножей Финист в следующий раз не смог влететь в комнату и сильно поранился пока девушка спала. После этого он сказал — “Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов чугунных изломаешь, трое хлебов каменных съешь”.

Окна – глаза дома-сознания. Здесь это окна горницы младшей дочери, глаза ее души. Эти глаза души временно утратили способность видеть из-за действий сестер – так негативные эмоции заслонили добрые чувства и причинили душевные раны. При чем заслонили настолько сильно, что девушка не смогла проснуться. Сон – это туман заблуждений эмоциональной сферы.

Финист пытается достучаться до девушки – как разум пытается разрушить оковы низменных чувств, но только ранит себя и улетает.

В русской сказке девушке, чтобы вновь обрести свой светлый разум – Финиста – нужно пройти долгий путь испытаний.

Три пары железных башмаков – это символ жизненного пути. Тяжелые железные башмаки истоптать непросто. Поэтому предстоит тяжелый путь. Три пары – три сферы – опыта, эмоций и действий. Первая пара – чтобы пройти путь познания своих мыслей, отделить позитивные от негативных. Вторая пара – ппонять, почему позитивные эмоции лучше негативных и выбрать их. Третья пара – путь к Финисту девушки, simvolizm_skazokкоторая уже готова к этому.

Три чугунных посоха – символ опоры. Первый посох – для того, чтобы обрести просветленное сознание, опираясь на позитивный опыт мыслительной сферы. Второй посох – опора на позитивные чувства. Третий – опора на плодотворные, созидательные действия.

Три каменных хлеба – пища для мыслей, чувств и действий. Хлебы каменные – потому что у девушки тяжелые материальные мысли. Изглодать первый хлеб – значит избавится от мертвого каменного сознания. И одновременно это тяжелый труд освобождения. Второй хлеб – переваривание тяжелых каменных чувств. третий хлеб – пища для поступков.

Как только девушка снашивает первую пару башмаков, ломает первый посох и съедает первый хлеб – то есть завершен первый этап освобождения души  – она приходит к старушке, которая дарит ей серебряное донце (элемент для крепления прялки) и золотое веретено, прядущее золотую нить. Старушка – архетипичная мудрая часть эмоциональной сферы. Прялка – это атрибут и подарок небесной сферы, потому что спускаемая с прялки кудель напоминает прядение нити земной жизни, чья душа рождена на небесах. Веретено – символ вращения, спирали, плодотворной преобразующей работы, создающей из бесформенной шерсти золотую нить. Нить, как и веретено, золотая. Золото – ассоциация с солнцем – символом истины. Донце – серебряное, это второй после золота драгоценный металл и ассоциируется с луной. Благодаря фазам луны люди смогли определять категории времени (месяц), наблюдать приливы и отливы и др. Таким образом героиня сидит на серебряном донце – как символе трансформации (фазы луны) и свивает золотую нить своей жизни.

skazkaНа прощание старуха дает девушке клубочек, который приведет к ее второй сестре. Клубок ниток – это символ путевой нити чистоты, т.к. нить спущена из небесной сферы.

Ко второй старушке девушка приходит, истоптав вторую пару башмаков, сломав второй посох и съев второй хлеб. Она прошла еще один этап. Вторая старушка дарит ей серебряное блюдо и золотое яйцо. Серебряное блюдо аналогично серебряному донцу. Яйцо – символ жизни и одновременно космогонический символ мира, вселенной. Золотое яйцо – символ божественного нетленного бытия. Катаясь по серебряному блюдцу, яйцо открывает картины вселенной души.

Третья старушка – самая старшая и самая мудрая – дарит девушке золотое пяльце и иголочку, которая сама вышивает. Пяльце держит ткань, замыкая круг, образуя организованное поле для создания затейливых узоров-мыслеформ. Душа вышивает иголочкой узоры любви и нежности, радости и щедрости, милосердия и красоты.

Также третья старушка сказала девушке, где искать Финиста. Когда она наконец находит его, то понимает, что он совершенно ее забыл, все время спит глубоким сном и собирается женится на другой. Финист теряет память, выпив волшебного зелья, приготовленного будущей тещей, т.е. погружается в сферу иллюзий и заблуждений. Девушка пытается оживить его память – она отдает невесте Финиста донце и веретено, чтобы побыть наедине с ним. То есть “пускает в дело” золотую нить истины. Но Финист спит очень крепко и пока не слышит голос души. На второй день девушка отдает блюдце и яйцо. Но Финист все еще спит, хотя в нем уже зарождаются сомнения. На третий день в ход идут пяльце и иголочка – способность творить (вышивать) любовь. И все еще Финист не может до конца проснуться, хотя уже говорит во сне. Пробуждает его лишь горячая слеза девушки – слеза души, вынесшей столько испытаний.

Сказка заканчивается свадьбой Финиста и девушки – то есть воссоединеним разума и души, освобожденных из плена иллюзий.

В написании текста частично использованы материалы книги Анны Бену “Танцующие с волками”.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × пять =

Прокрутить вверх
На платформе MonsterInsights