Символизм сказок: Баба Яга

Одной из главных героинь славянских сказок является Баба Яга. В зависимости от страны ее имя имеет свои нюансы произношения — в Украине это Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; в Польше jędza, babojędza; в Чехии jezinka, Ježibaba, «лесная баба»; в Сербии баба jега; в Словении  jaga baba, ježi baba. Образ при этом примерно один и тот же — колдуньи с костяной ногой, то ли доброй, то ли не очень, живущей в лесу, в избушке на курьих ножках, летающей в ступе с помелом и мечтающей засунуть героя или героиню в печку. На этой же печи лежит и сама Баба Яга, уткнув нос в потолок.

Начнем с характера — не добрая, и не злая, Баба Яга противоречивая личность в силу того, что является проводницей в царство мертвых. Одновременно охраняя его от живых и живых от мертвых, Яга не может быть особо пристрастной, поэтому иногда она помогает герою перейти узкую тропинку, ведущую из одного мира в другой.

Место, где стоит дом Бабы Яги — дремучий лес. Лес противоположен деревне, поселению, как первоначальный хаос противостоит организованному человеческому миру. Жилье Яги находится за пределами познанного мира, поэтому пугает как все неизвестное. В лесу легко заблудиться, как в мире иллюзий. Поэтому многие герои, спасаясь от преследования, как первое препятствие от погони бросают гребешок. Из гребешка вырастает лес, поскольку и  сам гребешок сделан из дерева, т.е. вышел из леса. Мудрые мысли, которые содержит гребешок, носимый прежде на голове героя, останавливают преследователя, путающегося в этих чуждых ему идеях.

Избушка на курьих ножках стоит на границе Тридевятого царства, которое древние считали миром мертвых (трижды девять земель нужно пройти до него — т.е. очень далеко). Дом издавна символизировал тело человека. Крыша — голова, подпол — ноги. Курьи ножки таким образом —  это символ подвижности сознания. Избушка вращается вокруг свои оси — это символ бесконечного развития, эволюции разума.

Забор вокруг избушки состоит из человеческих костей, увенчанных черепами. Когда герой подходит к дому, в их глазницах вспыхивает огонь. Этот пугающий знак на самом деле символ света истинного знания, опыта, накопленного ушедшими предками.

Баба Яга лежит на печи, уткнувшись носом в потолок, как мертвец в тесном гробу. Но если бы Яга сама была мертва, то она лежала бы в подполе, ассоциирующимся с миром мертвых. Она же лежит на печи, а ее вросший в потолок нос направлен вверх — в сферы духовного мудрого мира.

Человеческая и костяная ноги Яги — это тоже символ соединения мира живых и мертвых, одной ногой она в одном мире, другой — во втором.

В древности существовал обряд «припекания» слабых детей, поэтому Баба Яга норовит засунуть героя в печку, чтобы укрепить его перед испытаниями. С этой же целью она кормит героя своей пищей, которая способна преобразовать сознание героя, помочь ему познать мудрость, архетипический опыт. «Спать уложи» — говорит после герой в некоторых сказках, а в других Яга говорит герою, чтобы он не думал спать. Сон — смерть разума, пагубные иллюзии, когда герой беззащитен. Поэтому в сказках так часто погибают уснувшие герои или, по крайней мере, теряют все накопленные дары. Мудрые мертвые не спят, поэтому, чтобы войти в их царство в поисках истины, нужно притвориться своим, неспящим.

В ступе перемалывается пища, поэтому ступа Бабы Яги — место, где  мысли преобразуются, чтобы лучше усвоиться. А помело вычищает сор из дома. Таким образом Яга взлетает над лесом иллюзий, помахивая помелом, преобразующим грязное в чистое. И в ступе, трансформирующей грубое в тонкое.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

17 − одиннадцать =

Яндекс.Метрика