Символизм сказок. Иван-царевич, жар-птица и серый волк

Последний аркан Таро, на котором мы остановились — Сила, приручение зверя. Рассмотрим его символизм в сюжете русских сказок. Вот краткий пересказ одной из них.

«У Царя Андрона было 3 сына — Дмитрий, Василий и Иван. Однажды в его сад, где росли прекрасные золотые яблоки, повадилась жар-птица. Царевичи по очереди выходили в ночь караулить птицу, но засыпали. И только младшему удалось схватить ее за хвост и вырвать одно перо. После этого братья отправляются на поиск жар-птицы. Иван (младший брат) подъехал на коне к перекрестку дорог, где стоял камень с надписью: «кто прямо поедет, будет голоден и холоден, кто поедет направо — потеряет коня, кто поедет налево — сам будет убит». Иван выбирает поехать направо, где появляется серый волк, который разрывает его коня на части. Но Иван приручает волка и тот становится его слугой и другом. Вдвоем они нашли жар-птицу в царстве царя Долмата, который согласился отдать ее в обмен на коня с золотой гривой, находящегося в царстве царя Афрона. Иван пребывает к Афрону, который в свою очередь требует за коня Елену Прекрасную из Тридесятого царства. Иван находит царевну, влюбляется и не хочет отдавать ее. Тогда серый волк превращается в царевну и венчается с царем Афроном. Потом убегает и возвращается к Ивану, который на этот раз не хочет расставаться с конем. Волк превращается в коня, на которого царь Долмат меняет жар-птицу. При всех подарках Иван едет домой. Тут он встречает братьев, которые, позавидовав, убивают его во сне. 30 дней Иван лежит мертвый прежде чем его находит Серый волк. В это время над ним кружатся вороны, стремящиеся склевать его тело. Волк ловит одного из них и требует принести мертвую и живую воду, чтобы спасти Ивана. После царевич возвращается домой. Его отец в гневе прогоняет старших сыновей. Иван женится на Елене и позже становится новым царем».

Итак, волк — прирученный внутренний зверь, помогающий царевичу преодолеть все препятствия и спасающий его от смерти. Одновременно волк — новое, быстрое мышление, которое Иван приобретает взамен коня  — старого мышления. Кони изначально были дикими животными, позднее прирученными людьми. Они обладают большой скоростью, помогающей человеку перемещаться в пространстве и одновременно они символ движения разума, «мысли-скакуны», которых сначала нужно обуздать. Когда это мышление устаревает, Иван приобретает новое в образе мудрого волка.

Сад и яблоня с золотыми яблоками — упорядоченная сфера в отличие от леса (см. статью про Бабу Ягу), который является сферой непознанного. В этом упорядоченном саду царь — пожилое опытное сознание — вырастил плоды своей мудрости. Золотые яблоки — символ солнца, истины, высшего знания.

Жар-птица, ворующая яблоки — символ небесной сферы, еще более высшей мудрости, которую царь хочет получить. Но его старшие сыновья не могут ее поймать и засыпают, потому что они не мудры и не опытны. И только Ивану удается получить одно золотое перышко, потому что его сознание начинает просыпаться. Но для того, чтобы поймать всю птицу этого мало.

Далее все братья отправляются на поиски птицы-истины.

Из трех дорог, лежащих перед ним, Иван-царевич не может выбрать голод и холод, которые ведут его к изначальному состоянию. Он выбирает путь гибели коня — смены устаревшего образа мыслей на новый. Если бы он выбрал последний путь, где погибает он сам, его конь остался бы жив, что означало бы дикие неуправляемые инстинкты.

Иван пытается похитить жар-птицу у царя Долмата, для чего берет ее вместе с золотой клеткой, где она находится. Это его ошибка. У истины нет клетки. Поэтому Иван был пойман слугами царя, т.е. пойман иллюзорностью и ограничениями своего нынешнего сознания. Он отправляется по заданию Долмата на поиски коня царя Афрона — т.е. на поиски нового мышления. Этот конь, в отличие от коня Ивана, с золотой гривой, т.е. уже увенчан золотом истиной мудрости. Царевна Елена — это русская аллегория греческой Психеи, высшей эмоциональной сферы. Елена и Иван полюбили друг друга, как одухотворенная душа и ищущее сознание стремятся к единству.

Братья убивают спящего Ивана, потому что заснув (сон разума), он уподобляется их уровню мышления. Ворон, кружащий над телом Ивана — как и жар-птица, обитель высшей небесной сферы. Но мертвый Иван — это разрозненное сознание, которое не в ладах с высшей мудростью.

Мертвая вода называется так, потому что  соединяя разрубленные тела царевича, она уносит из сознания все грязное, старое и отмершее. Живая вода вносит новую жизненную силу.

Иван возвращается домой с жар-птицей в руках, верхом на златогривом коне и женится на Елене Прекрасной. Он познал истину, получил высшую мудрость и соединяется в браке царевной, как разум соединяется с душой.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 + четырнадцать =

Яндекс.Метрика