По вашей просьбе решила поднять очень тяжелую тему про суицид. Признаюсь честно, я даже не подозревала, сколько людей с этим столкнулось, пока не увидела опрос в соцсетях. В данной статье речь пойдет не о предотвращении самоубийства — скорее это будет разговор на тему, повод для размышлений и, может, в чем-то утешений. Сказать сложно.
Все знают, что самоубийц не отпевают, а раньше им отказывали даже в захоронении на территории кладбища. Но даже официальная Церковь «оправдывает» самоубийства в 3 случаях. Точнее не совсем так — есть 3 исключения, когда к самоубийцам более снисходительны:
1. Жертвенность. Если человек отдал свою жизнь ради спасения других.
2. Если человек страдал психическим заболеванием. Но для отпевания требуется заключение врача.
3. Если перед смертью самоубийца успел раскаяться. Например, история с нашей актрисой Еленой Майоровой, которая стала звать на помощь. По ходатайству родственников Церковь приравняла это к раскаянью — если звала на помощь, значит пожалела о содеянном.
Изначально отношение Церкви к самоубийству категорично отрицательное -она считает его одним из самых тяжких преступлений по той причине, что человек совершает сразу 2 греха — убийства и отчаянья, но главное — не имеет возможности раскаяться. Вот какую жуть приходится читать на некоторых православных форумах:
«Душа самоубийцы сразу же попадает в тяжелые сферы («ад»), окутывается смрадом, выключается из молитвенной работы (его душа не способна соединиться с высшими планами) и пребывает в состоянии «спутанности», отделенности и сильнейшей муки.
Все, что случилось перед самоубийством и послужило его причиной, высвечивается с максимальной силой и причиняет неимоверные душевные муки. Темные силы преисподней буквально вгрызаются в душу самоубийцы, выхватывая из нее куски и причиняя нестерпимую боль. Тот, кто бежал от земных страданий, приходит к неимоверным посмертным мукам.»
Похожее я слышала и в выступлении одного священника на радио. В прямой эфир позвонила женщина, сказала — жить мне очень тяжело, если честно, совсем невыносимо, простит ли меня Бог, если я тихо уйду? Священник — возможно, неплохой психолог — очень деликатно ответил ей «Что Вы, милая, ТАМ будет в тысячу раз хуже!».
Кстати говоря, эзотерика тоже не сильно противоречит позиции христианства, утверждая, что «Родственники и близкие самоубийцы испытывают колоссальное негативное давление, ибо каналы связи с ушедшим не закрываются. По ним, как по трубам, течет грязная энергия, нарушающая ход земных событий, калечащая судьбы и здоровье потомков». Кроме того, поскольку самоубийц не отпевают и на их могилах нет крестов (а если есть, то они ничего не значат), то такие захоронения могут привлекать разных повернутых на черных ритуалах групп людей.
Так и хочется сказать — спасибо всем большое, утешили так утешили! Но для кого-то такие высказывания будут очень правильными. Для кого? Психологи знают, что колоссальное количество самоубийц становятся таковыми не по причине безвыходной ситуации — они просто до конца не понимают, что это значит. Им просто все надоело, они дошли до предела и видят в самоубийстве не смерть, а способ «отдохнуть», не жить. Словно можно просто поставить жизнь на паузу.
Кроме того в мозге человека на пороге такого шага запускаются химические процессы, которые отключают инстинкт самосохранения и все мысли. Поэтому говорить «подумай о близких» ему бесполезно. Это сродни измененному состоянию сознания. Так исследователи из Университета штата Мичиган установили, что глутамат, содержащийся в головном мозге может подталкивать человека совершить самоубийство. Активность глутамата определяется методом измерения хинолиновой кислоты, (она заставляет глутамат отправлять больше сигналов в соседние ячейки, «переворачивая» химический переключатель) в спинномозговой жидкости. Специалисты отметили, что у пытавшихся покончить с собой хинолиновой кислоты было в спинномозговой жидкости в два раза больше. Показатели снижались, сразу же после того, как мысли о самоубийстве оставляли человека.
На сегодняшний день Церковь несколько смягчила свое отношение. Викарий Киево-Печерской лавры рассказывает, что 4 дня в неделю – с понедельника по четверг – викарные епископы по утвержденному графику принимают посетителей. Люди обращаются в основном по двум вопросам: за благословением на вступление во второй брак и по поводу возможности погребения самоубийц. Сейчас вопрос отпевания добровольно ушедших из жизни принимается после индивидуального рассмотрения каждого случая. Кроме того, многое зависит от самого священника, часто решение остается за ним. В 2011 г. Священным Синодом был одобрен «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго» — молебен родственников в поминовение близких, свершивших самоубийство. Молебен происходит в дни поминовений, их ведет священник. Но на данный момент это просто богослужение, не являющееся панихидой. На сегодняшний день с самоубийцами ситуация сложная. С одной стороны, их количество растет. С другой, несмотря на то, что большинство из них крещеные, они не имеют ни церковного воспитания, ни вообще какого-либо ознакомления со православием.
Священник Димитрий Агеев в своем интервью говорит следующее: «Я выскажу свою личную точку зрения, как священник, как христианин: по моему твердому убеждению, та традиция, которая сложилась в Русской Православной Церкви, отказывающая в отпевании и ограничивающая церковное поминовение в случае, если человек покончил жизнь самоубийством, — это практика, которая сформировалась в дореволюционный период и была обусловлена исключительно педагогическими соображениями. В то время человек знал, что, если он покончит с собой, он будет лишен церковного отпевания, будет похоронен за оградой кладбища, и близкие люди за него никогда не смогут молиться. Все эти факторы оказывали очень сильное психологическое воздействие, которое останавливало если не всех, то большинство людей, задумавшихся или приступивших к этому шагу. Это был весомый педагогический аргумент, который делал свое дело.Сегодня, нужно сказать честно, всё это мало кого останавливает. Людей, находящихся в таком состоянии, церковное поминовение не в первую очередь заботит. Поэтому я считаю, что мы должны отпевать самоубийц, если об этом просят родственники и если человек был христианином». «Я считаю, что разрешение на отпевание самоубийц — это как раз тот путь милосердия,по которому мы должны пойти. Есть масса примеров, когда мы отпеваем людей, лишь формально бывших христианами, умерших своей естественной смертью, но бывших при жизни богохульниками, безбожниками. Их моральная и нравственная жизнь под большим вопросом, но мы поем «со святыми упокой», и ничто нашу душу не терзает. Это тоже совершенно неправильно». «Мы не знаем, что творится в душе каждого человека, который на это решается. Это тайна. В чинопоследовании погребения есть замечательные слова: смерть — это таинство. Один Господь будет судить душу человека. Парадокс: с другой стороны, мы отпеваем массу людей, которые, может быть, не желают, чтобы их вообще отпевали…». «В каждый случай нужно всматриваться отдельно, потому что внезапная смерть не подпадает под какие-то правила. Важно, чтобы священник очень личностно воспринимал смерть каждого человека. Если он захочет войти в боль человека, пришедшего к нему, я думаю, он сможет принять правильное решение.» «Если раньше самоубийц не отпевали по педагогическим соображениям, то сейчас надо бы отпевать — тоже по педагогическим соображениям (по отношению к их родственникам). Еще раз повторю, что это мое личное мнение.»
Есть очень распространенное мнение, что молиться за самоубийц грех и можно навредить самому себе. Отец Дмитрий Агеев также комментирует: «Что такое молитва? Прежде всего — разговор с Богом. Как можно навредить разговором с Богом? Если только мы рассматриваем Бога как какого-то грозного судью, который даст нам подзатыльник за то, что мы за кого-то попросили. Чем можно навредить себе, если просишь у Бога о прощении за другого человека? Не за себя — это очень важно. Мы слишком часто просим за себя. Если мы просим за другого, как можно себе навредить? Это то, чего Бог ждет. Эта молитва в десять раз ближе к Богу, чем молитва за нас самих. Потому что она бескорыстная, потому что она за тех, кто сам за себя попросить уже не может. Может, Господь нас терпит на земле как раз для того, чтобы мы молились за другого человека».
Желаю никому никогда с этим не столкнуться. А тем, кому пришлось или приходится переживать смерть близкого человека, утешения. Если возникнет необходимость, то тему можно продолжить — обсудить, как легче пройти этот тяжелый период.