Подвиги Геракла – Керинейская лань, Эриманфский кабан, Скотный двор царя Авгия

Продолжу рассказ про скрытый символизм мифов в подвигах Геракла.

Четвертый подвиг – “Керинейская лань“. На это раз Гераклу было поручено избавить Аркадию от лани, посланной богиней Артемидой в наказание людям. Она опустошала поля и была неуловима. Лань была необычайно красива – рога золотые, а ноги медные. Целый год Геракл пытался догнать быстроногую лань, но она ускользала от него в дремучей чаще. Наконец, на склонах гор ему удалось ранить ее стрелой в ногу. Тут же явилась разгневанная Артемида, оскорбленная тем, что обижают ее любимицу. Герою удалось вымолить прощение, объясняя, что сами боги велели ему прислуживать царю Эврисфею, который и отправляет его на различные задания. Артемида отдала лань Гераклу, который живой принес ее в Микены.

Итак.

Лань живет в чаще на склонах гор. Горы – символ эволюции сознания, восхождение от невежества к знанию. Лань неуловима, потому что мудрость не приходит просто так. Это долгий путь – целый год уходит у Геракла на этот подвиг. У лани золотые рога. Золото – это символ мудрости, солнца, т.е. света знаний, рога – символ двойственности, которую мы встречаем почти во всех анализах сказок или символов Таро. Пассивное и активное начало, день и ночь, жизнь и смерть, движение и покой – только приняв то, что они едины, мы постигаем мудрость и гармонию жизни. Но это непросто – и лань все время ускользает от героя.

Исследователь Роберт Грейвс (я приводила ранее его цитаты из “Белой богини”) пишет: “Преследование лани символизировало погоню за мудростью, которая согласно ирландской мистической традиции, прячется под дикой яблоней”. Вспомним, что последний подвиг Геракла называется “Яблоки Гесперид”.

На этот раз Геракл почти обходится без оружия. Он берет только топор и нож, но не чтобы убить лань, а чтобы пробираться через заросли – “через тернии к звездам”, через бурелом невежества к истинным знаниям.

Погоня за ланью не случайно четвертый подвиг. Ранее Геракл обуздывал свои инстинкты и боролся с внутренней агрессией. Сейчас он готов постигать духовные знания. Путь в горы – путь путь преображения.

 

Пятый подвиг – “Эриманфский кабан и битва с кентаврами”. Кабан, как и все предыдущие животные или чудовища занимается уничтожением окрестностей и убийством людей. Геракл отправляется в путь, чтобы избавить город от его набегов. По дороге он встречает своего друга кентавра Фола, который приглашает его в свою пещеру отдохнуть и выпить вина. Пока друзья пируют, их смех слышат другие кентавры, которым не нравится, что их не позвали и уничтожают запасы их общего вина. Завязывается потасовка, в которой Геракл случайно ранит кентавра Хирона – своего друга и воспитателя. Рана не серьезная, но наконечник стрелы пропитан ядом Лернейской гидры (из второго подвига). Чтобы избежать страданий, Хирон соглашается добровольно уйти из жизни. В глубокой печали Геракл покидает кентавров и уходит совершать свой пятый подвиг. Он выгоняет кабана из рощи и убивает его в горах.

Кентавр – наполовину человек, наполовину конь и имеет поэтому 2 желудка. Два желудка – символ обжорства. Прежде чем убить кабана, Гераклу нужно сразиться с кентаврами – то есть с необузданными стихийными силами. Геракл борется сам с собой – своими “внутренними кентаврами” – пристрастием к пьянству и чревоугодию. Отравленные стрелы, которые он получил в предыдущем подвиге помогают ему отрезветь и понять последствия того, что будет, если идти на поводу у своих пороков.

Но помимо диких кентавров Геракл убивает мудрого кентавра Хирона – он благородных кровей, исключение из этого дикого стада. Хирон воспитал не одно поколение великих героев, делясь с ними мудростью, и уча, как обращаться с оружием. После смерти Хирон был превращен в созвездие – высшая награда для античной мифологии. Случайно убив своего мудрого друга и учителя Геракл получает испытание болью, выносит урок, что путь к мудрости непрост и сначала нужно пройти через много страданий. Но теперь созвездие Хирона светит каждую ночь – и любой, кто взирает на небо, начинает постигать зачатки мудрости.

Кабан, опустошающий поля – инстинктивное разрушительное начало, уничтожающий посевы и плоды. Но эти посевы – искажены и иллюзорны. Это не сравнение с реальными плодами, естественно. Здесь плоды – это идеи или предметы, созданные еще несовершенным человеком.

 

Шестой подвиг – “Скотный двор царя Авгия” . Чтобы унизить Геракла царь Эфрисфей на этот раз поручил ему избавить от навоза загоны для скота царя города Элиды. От своего отца бога Солнца Гелиоса царь Авгий получил в дар 300 быков. Геракл предложил царю сделку – он очистит весь его двор ровно за один день, а тот взамен отдаст ему десятую часть своего стада. Когда тот согласился, Геракл сломал с двух сторон стены, окружающие скотный двор и в него хлынули вод двух протекавших рядом рек, которые и вымыли весь навоз. Но Авгий пожалел отдавать быков Гераклу, сказав, что это реки выполнили всю работу, а не он сам. В гневе Геракл убил Авгия. После чего принес искупительную жертву богам и учредил в честь Зевса Олимпийские игры.

Конюшни – дом для скота. Скот – силы инстинктов. Скотный двор имеет аналогию с сознанием, которое давно никто не чистил и которое полно всякими смешанными и пустыми мыслями и чувствами. Геракл очищает свое сознание водами двух рек. Вода – это символ очищения, действенной активной силы, уносящей все сгнившее.

Этот подвиг говорит об очищении души и сознания от отходов негармоничной деятельности психо-ментальной сферы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 5 =

Прокрутить вверх
На платформе MonsterInsights