Внутренний Трикстер

Есть много вариантов для описания мужских архетипов. Например, соотношение конкретного мужчины с характеристикой одного из греческих богов: Зевс — хозяин и глава семьи, Апполон — любимый сын, Арес — мужественный и страстный любовник, Гефест — трудолюбивый тихоня и т.д. Есть характеристика по внутреннему призванию — монарх, купец, воин, монах. Несколько статей назад я рассказывала о причинах мужского инфантилизма и почему сейчас ситуация хуже, чем была когда либо. Но суть в том, что, возможно, взрослых и ответственных мужчин никогда и не существовало. И все, что можно было сделать — это «вытащить» мужественность и зрелость с помощью различных обрядов, ритуалов и техник. На данный момент осталось только последнее. Одновременно с «вытаскиванием» зрелого мужчины, выявляется и один из его архетипов. Точнее доминирующий архетип, т.к в чистом виде один вариант существует довольно редко.

Рассмотрим одну из техник по вытаскиванию зрелого архетипа. Это, кстати, будет полезно не только мужчинам и не только для определения своего эго. Довольно часто мы сталкиваемся с такими людьми (а, возможно, и сами ими являемся), которые всегда лезут на рожон, всюду вставляют свои комментарии, больше частью совершенно ни к месту, ведут себя провокационно и вызывающе. Часто едко и зло шутят невпопад. И вызывают желание как можно реже иметь с ними дело. Нередко эти люди и сами понимают, что они делают что-то не то, но ничего не могут с этим поделать и продолжают играть роль эдакого трикстера, злобного шута и глупого шутника. Это незрелая и защитная реакция человека, который никак не может повзрослеть и самоопределиться. Когда проблема доходит до предела — например, человеку грозит увольнение за постоянные едкие комментарии по поводу действий начальства, он пугается и, наконец, понимает, что надо что-то делать. Подходит ли здесь психоанализ? Думаю, что нет. Более эффективным будет принять факт существования внутренней сущности, отвечающей за такое поведение и переложить на нее вину за то, что она вмешивается и не дает проявляться адекватным сторонам личности. А после этого можно начать внутренний диалог. Пример такого диалога предлагает американский психолог Роберт Мур. Э — Эго, Т — Трикстер.

Э: Ты кто ? (пауза). Кто ты? (пауза). Что ты хочешь (длинная пауза). Кем бы ты не был, ты доставляешь мне неприятности.

Т: Это интересно, правда?

Э: Ага, значит тут кто-то есть?

Т: Не будь умником, конечно, здесь кто-то есть.

Э: Что ты хочешь от меня?

Т: Ну, дай мне подумать (пауза). Ты знаешь, чего я хочу, идиот. Я хочу сделать твою жизнь несчастной.
Не буду приводить здесь весь довольно длинный диалог. Тем более, что техника вытаскивания зрелого архетипа, который должен заменить инфантильную перезрелую сущность, должна проходить под контролем специалиста. Примерное направление выглядит следующим образом. Трикстер в обиде на Эго за то, что его не замечают и не потакают его потребностям. В ходе долгой беседы выясняется, что Трикстер и есть настоящее Я этого человека, но поскольку ему не дают настоящую волю, он вынужден проявлять себя через мелкие пакости. В реальности в этом мужчине заложен глубинный архетип Любовника, который подавляется желанием мужчины выглядеть более солидно и мужественно. То есть идет борьба архетипа Любовника с архетипом Воина и выходками ерепенющегося Трикстера. Поэтому Трикстер, персонифицированным синонимом которого является Гермес — посланник богов, более легко появляется на поверхности, чем глубинный архетип и говорит Эго, как посланник этого архетипа — я не хочу работать, я хочу уехать на какой-нибудь веселый курорт и проводить время в окружении женщин и спать со всеми подряд. Это гиперболизированный вариант от злобной сущности. Но архетип Любовника не требует такого масштаба. Просто любовные отношения для него важнее карьеры. Ну а Трикстер способствует пробуждению Любовника через «убийство Воина», т.е. через увольнение мужчины. Решением проблемы является длительный отпуск, в котором мужчина и будет проявлять себя как любовник. Сделав уступку прихотям Трикстера, он в ответ получает уступку от него. Он сокращает свои едкие шутки, и человек не теряет работу.

С помощью этой техники мы вытаскиваем на волю архетип зрелого мужчины. Человек перестает выглядеть инфантильным дурачком, который по глупости теряет хорошую работу.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

7 + двадцать =

Яндекс.Метрика