1.ВЫ БОЛЬШЕ НРАВИТЕСЬ ОКРУЖАЮЩИМ КОГДА СОВЕРШАЕТЕ ОШИБКИ.
Те, кто никогда не ошибается, кажутся нам менее симпатичными, чем те, кто совершает промахи. Вы можете это проверить на собственных ощущениях. Вспомните какого-нибудь знакомого, который уверенно идет по жизни победителем. Наверняка, в начале вас восхищала его сила и уверенность. Но со временем стали вызывать раздражение или отторжение его всезнайство, вечная везучесть, постоянный оптимизм и даже то, что на его фоне вы выглядите не очень У всех остальных людей точно такое же отношение, поэтому им милее люди, которые не представляют собой постылый образец безупречности. Ошибки делают вас более человечными и привлекательными. А совершенство создает дистанцию. Люди тянутся к себе подобным, а не к лидерам на пъедестале. Нет, они могут тянутся за лидером, как за примером, но особой близости с ним не будет.
Этот «эффект полного провала» проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, участвовавших в викторине. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.
2. ВАШИ ОШИБКИ НЕ ТАК ЗАМЕТНЫ, КАК ВАМ КАЖЕТСЯ.
Сами подумайте — если вы так сосредоточены на том, чтобы все сделать правильно и не допустить ошибок, то почему вы решили что и остальные люди не заняты тем же самым? Они куда сильнее думают о себе, чем наблюдают за кем-либо. Да, они могут заметить ваши промахи — на какую-то долю секунды — и тут же забудут, вернувшись к своим мыслям. Люди обращают внимание на наши промахи намного реже, чем мы думаем.
Для проверки этого «эффекта прожектора» команда психологов просила группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество. Вы находитесь в центре внимания гораздо реже, чем вы думаете.
Зная это, вы можете чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее и быть самими собой.
3. БОЛЬШИЕ ОЖИДАНИЯ СОЗДАЮТ НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ .
Если вы верите во что-то — однажды это случится. Но здесь важен именно вопрос веры. Не мечтаний, не надежд, не боязливых опасений в духе «а случится ли?…» и «мне так хочется, чтобы это произошло..» Почему психологи (хорошие психологи) все время говорят, что не нужно подстраиваться под окружение, прогибаться под других. Я бы добавила — не нужно снижать планку. Ни в коем случае! И пошлите всех далеко и надолго, кто вам об этом говорит. Вместо этого — объективно оценивайте себя. И если понимаете, что не дотягиваете до уровня тех, к кому стремитесь, то не смягчайте требования — а сами тянитесь до нужной планки. Движение не назад, а вперед. Прогресс, а не регресс! Вот, что важно!
Это так называемый эффект Пигмалиона. Психолог Роберт Розенталь исследовал его в школе.
В начале года он показал учителям список учеников, у которых были очень высокие результаты теста на IQ. Но этот список не соответствовал действительности, Розенталь просто выбрал фамилии учеников в случайном порядке.
В конце года именно эти школьники показали заметно более высокие результаты по сравнению с остальными.
Ожидания учителей для этих детей были выше, и эти ожидания создали новую реальность. Розенталь так объяснил свое открытие: то, что один человек ожидает от другого, может стать самоисполняющимся пророчеством.
Помните поговорку: «Если человека называть свиньей, то рано или поздно он захрюкает»?
4. ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫБОР, ТЕМ МЕНЬШЕ ВЕРОЯТНОСТЬ, ЧТО МЫ БУДЕМ ИМ ДОВОЛЬНЫ.
Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь, а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой.
Вспоминаем фильмы про нашу любимую Анжелику. Что говорит персидский посол прекрасной рыжеволосой француженке — «Запад губит проблема выбора». Обилие вариантов уже убило энергетику современных мужчин — они перестали понимать, что такое ответственность за свои поступки и решения. Всегда можно уйти, потому что «все надоело и я устал» и начать жизнь с чистого листа. Если бы выбор был гораздо меньше — а в идеале «либо пан, либо пропал» без шансов на новую жизнь и отхода назад — сильных мужских поступков было бы гораздо больше.
Даже если наше окончательное решение совершенно верное — мы можем остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор. Это «парадокс выбора»: когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.
5. ЧЕМ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ ВИДЯТ, ЧТО ВАМ НУЖНА ПОМОЩЬ — ТЕМ МЕНЬШЕ ШАНСОВ, ЧТО ВАМ ПОМОГУТ.
Если вы нуждаетесь в помощи — не ищите ее в толпе. Сработает «эффект свидетеля». Это из серии — «я не могу, вон сколько людей — кто-нибудь обязательно поможет».
Исследовали психологи Бибб Латан и Джон Дарли провели эксперимент. Когда испытуемый думал, что он единственный свидетель — на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще 1 человек — помогать кидались 65%. Когда испытуемый знал, что есть еще 4 свидетеля, — на помощь приходил только 31%.
Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему: каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т. д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.
(в статье частично использованы материалы психолога Дмитрия Глазкова)