Почему Кощей бессмертный

kosheyСегодня будет сложный текст, в котором мы разберем образ одного из самых популярных персонажей славянского фольклора — Кощея — и ответим на вопрос «Почему Кощей бессмертный

Вообще этот малоприятный фольклорный персонаж с зеленым лицом и остроконечной короной оказывается на редкость ёмким образом, сочетающим в себе черты самых разнообразных личностей и сюжетов.

Например, лингвисты прослеживают связь Кощея со…. Священным Граалем. Как я уже писала, лингвистика была моим любимым предметом, и она вовсе не ограничивается языковыми функциями. Лингвистика находит удивительные совпадения там, где история не всегда может. Так вот корень слова «кощей» гораздо старше не только праславянского языка, но и языка древних индоевропейцев. Слово «кущэ» в ностратическом языке (гипотетическом древнем общем языке) означает… плетеную корзину. Прежде всего из бересты — березовый туесок или сосуд из березовой коры, корзина из бересты. Это первая часть образа Кощея Бессмертного. Второй вопрос — почему Кощей бессмертный? Лингвисты предполагают ключ к ответу в европейских легендах о Граале. Грааль имеет и дохристинаские корни, в которых он был не только чудесной чашей, из которой пил Христос на Тайной вечере, но и «котлом изобилия» и даже «корзиной изобилия». Здесь образ замыкается. Но мы можем проследить связь Священного Грааля в его функции корзины изобилия с христианским сюжетом, который на Руси называли «Чудо о кошницах» (снова тот же корень), в которой Иисус накормил 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами (из корзины изобилия).

Второй образ, с которым коррелируется образ Кощея это древнегреческий Аид — бог Подземного царства или Царства мертвых. Во-первых, одно из названий погребальных обрядов у славян было кощуницы. Во-вторых, в сюжете, где Кощей Бессмертный похищает невесту главного героя и относит в свое царство, совпадает с тем, как Аид похитил Персефону и утащил в подземный мир. Разница лишь в том, что Иван-царевич возвращает девушку, а Персефона становится женой Аида и в некоторых версиях даже любит его. Хотя мотив возвращения есть и в греческом мифе — ведь Персефона только треть года проводит с мужем, а на две трети возвращается к матери. С ее приходом в мире наступает весна, а с уходом осень и зима. Напомню, что в некоторых мифах Кощей совпадает с Карачуном — божеством низшего мира, повелителем зимы. А у молдаван Карачун в том числе отвечает и за хороший урожай и плодородие! Помните, как миф о похищении Персефоны связан с тем, что на земле перестал зреть урожай?!

Третий образ, с которым связан Кощей — библейский Самсон. Джеймс Фрэзер в своей книге «Фольклор в Ветхом Завете» отмечает это сходство с разницей лишь в том, что Самсон был положительным персонажем. Но у него также:

  • жена из другого рода, что противоречит традициям и, возможно, речь идет о похищении или других брачных нарушениях
  • Самсон обладает секретом, в котором заключена его сила
  • жена Самсона выпытывает этот секрет, как в некоторых сюжетах Василиса Премудрая узнает секрет смерти Кощея

Кроме того Фрэзер обнаружил еще одну версию мифа о Самсоне, где он злодей, похитивший невинную Далилу.

Некоторые исследователи даже связывают образ Кощея с кельтским волшебником Мерлином! Ведь у кельтов одним из важных символов тоже является чаша — котел, наполненный то жертвенной пищей, то огнем.

От кельтско-британско-ирландских мотивов мы можем проследить цепочку, в которой Кощей Бессмертный может быть прародителем царской династии Романовых… Начнем с конца. Родоначальником Романовых является Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин. Его дочь Анастасия была первой из семи жен Ивана Грозного. А сын Никита — дед первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Отцом Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина был Юрий Захарьевич Кошкин, а прадедом — Федор Кошка. Ну а отцом Федора Кошки был боярин Андрей Кобыла. Это все не просто имена — сейчас мы будем раскрывать их символические значения.

Сходство фамилии Кошка (или Кошкин) с Кощеем мы уже заметили. Можно предположить, что речь просто о представителях семейства кошачьих, но, возможно, есть и другое значение. Кошь — это также корзина, короб, о чем говорилось в начале статьи. Также у Кощея есть некий брат Кош, к которому он ездит на крестины. А еще на средневековом русском языке кощей — тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведет запасную лошадь для князя. Тут сразу вам связь и с названными выше Андреем Кобылой и с его сыном Федором Кошкой.

Но идем дальше — в глубь веков. Британский исследователь Роберт Грейвз (автор «Белой Богини») упоминает некий замок Вейдевут, название которого переводится, как «замок высочайшего» или «совершеннейшего». Но также Вейдевут — имя некоего царя-жреца, который приносил жертвы под вечнозеленым дубом. Исследователи считают, что отсюда идет зеленый цвет лица Кощея. Кощей — бессмертный, а Вейдевут — высочайший и совершеннейший, значит эти образы могут быть связаны. Вейдевут во время своих походов оказывается на острове Рюгене, от которого произошло название рода Рюриковичей. На этом острове он продолжает совершать обряды под дубом на равнине Романово.

И, наконец, что касается смерти Кощея. Она находится в игле — игла в яйце — яйцо в утке — утка в зайце — заяц в сундуке — сундук в дереве — а дерево на острове Буяне. Здесь идет объединение 4х стихий: Земли (дерево), Воздуха (утка), Воды (остров) и Огня (яйцо) — по одной из версий, Мария Магдалина вручила яйцо императору Тиберию, которое в его руках стало огненно-красным. А Марию Магдалину иногда считают праобразом Марьи Моревны, которую похищает Кощей. Остров Буян — мифологический центр мира. Дерево — Мировое Древо. Сундук — возможно, параллель с ящиком Пандоры. А яйцо в подавляющем количестве мифов народов мира — мировое яйцо, из которого произошел мир. Древние римляне говорили, «начнем АВ ОVО», то есть с яйца. Это начало и конец всего. Яйцо вкладывали в руки умершего, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Яйцо, очевидно, должно было способствовать воскрешению в новом образе. Такова же и семантика пасхальных яиц. Яичный желток — символ солнца. Возможно, Кощей Бессмертный должен воскреснуть после смерти, чтобы мир обновился. Здесь уже почти вплотную идет корреляция со спасением мира и Христом. Но Кощей, конечно, не Иисус. Образ Иисуса больше прослеживается в побеждающем Кощея Иване-царевиче. Но об этом уже в другой раз..

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 + 9 =

Яндекс.Метрика