Сказки дядюшки Юнга. Дух в бутылке

«I can make your wish come true
I’m a genie in a bottle»

(Кристина Агилера)

В прошлые разы я рассказывала о символизме сказок, а сегодня хочу представить целый  психоанализ одного из популярных сказочных сюжетов народов мира глазами великого швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Эта сказка о Духе в бутылке (или Джинне в лампе у народов Востока).

Сюжет всем известен, он присутствует во множестве преданий, слегка видоизменяясь, но смысл тот же. Герой случайно находит бутылку с заключенным в ней Духом, которого он неосторожно выпускает, а потом вынужден с помощью хитрости вернуть обратно. Обычно Героем является либо дровосек, либо сын дровосека и находит он эту бутылку в лесу, у корней дерева (обычно дуба), когда замахивается, чтобы его срубить. Сказки — это упрощенная форма и утрированный пересказ каких-либо веками сложившихся традиций, учений, событий и образа мыслей. И… продукт бессознательного. Юнг же, говоря о бессознательном, постоянно обращается к алхимии. Потому что алхимия только для простачков сводится к способу превращения свинца в золото. А на самом деле она прародительница 3 наук — химии, философии и глубинной психологии архетипов.

Прообразом Духа, заключенного в бутылку, согласно Юнгу, был Гермес Трисмегист — автор оккультного учения, используемого в магии, алхимии и эзотерике. Он — симбеоз хитрого греческого бога Гермеса и древнеегипетского бога мудрости Тота. Почему же он оказался запертым в бутылке и спрятанным в корнях дерева? В сказках Дух обычно недобрый — выйдя на свободу он угрожает герою смертью. Значит тот, кто изначально его поймал и запер — был положительным персонажем. Сразу приходит в голову, что это был могущественный чародей или алхимик. Но зачем алхимику заключать в бутылку своего покровителя? Если капнуть глубже в бессознательное, то таким «чародеем» может быть совсем другой «человек».

В алхимическом манускрипте «Aurelia occulta» говориться: «с превеликим рвением искали философы центр дерева, что стоит посреди рая земного». Согласно этому же источнику, Дуб — синоним этому райскому дереву. Живший в VII в. патриарх Евлогий Александрийский сравнивал райское дерево с …. Христом. Христианство, пришедшее на смену язычеству, изгоняет прежних богов. Бог — Триедин. Отец, Сын и Святой Дух. И новый Бог заточает в темницу своего «предшественника» — Гермеса Трисмегиста, чье второе имя  Trismegistos так похоже на этого нового Бога. Tres Megistos — т.е. Триждывеличайший.

Если вспомнить разные учения, то Бог является много кем. У масонов он Великий Архитектор. Почему бы ему не быть Главным Алхимиком в других трактовках. Таким образом, могущественный чародей, загнавший Трисмегиста в бутылку найден. А «дисквалифицированный» христианством античный Гермес превращается в демона, злого духа. И ведет себя как черт из сказок.

Вернемся к сказке — упрощенной форме. Лес — место, где герой находит бутылку — это синоним бессознательного. В лес всегда немного страшно идти, потому что он противостоит дому и деревне — созданным человеком и понятным ему. Как сознание противостоит подсознанию.

Дуб — обычно у его корней находится бутылка с Духом — представляет собой что-то вроде лесного короля. Он — бессознательное ядро Личности и хранит в себе великую тайну. Эту тайну и находит герой.

Бутылка с Духом находится именно у корней не случайно. На языке символов крона дерева — это дух, душа, т.к. она устремляется в небо. Ствол — тело. Корни — ноги. То есть Дух спрятан у подножия дерева. Что на языке христианства, которое даже само тело считало чем-то низменным по сравнению с душой, Дух унижен дальше некуда. Ну а на языке глубинной психологии корни дерева — это корни Самости.

Дух спрятан в бутылке. Изначально не совсем в ней. В алхимии используется круглая склянка, реторта — т.к. она призвана изображать Вселенную, в недрах которой творилась Земля. Прозрачное стекло реторты — символизирует воду или воздух, которые в алхимии являются синонимами «духа». Вот почему алхимическая реторта — равнозначна мировой душе, окутывающей Вселенную. Ну а позже, когда все это сложное учение «опустилось» до сказок и упростилось в них, она превратилась в бутылку — кто ж из бродячих сказочников или неграмотных крестьян знал, что такое ре-тор-та, а бутылка — пожалуйста, в каждом кабаке.

Для пущей верности, могущественный «чародей», заточивший Дух в бутылку, опечатал ее магическими печатями, чтобы у того не осталось ни малейшего шанса просочиться в мир. Примечательно, что этот способ закупоривания без щелей и с отсутствием воздуха до сих пор называется «герметичным», т.е. произошедшим от того же Гермеса..

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × 4 =

Яндекс.Метрика