Сказкотерапия. Сказка про Золушку

Наверняка, Вам часто приходилось слышать о том, что все хорошее в жизни надо заслужить и оно на дороге не валяется. В том числе и хороший муж. Правда же, что хотя бы раз вы и сами задумывались, что если при всех ваших достоинствах и положительных качествах вы все еще одиноки, значит судьба готовит для вас что-то получше, чем простые парни, за которых ваши знакомые выскакивают замуж еще учась в институте? Или что ваше долгое одиночество дается не просто так? Сегодня мы попытаемся найти подтверждение этим размышлениям на уровне глубинной психологии. И рассмотрим в этом аспекте всем известную сказку «Золушка». Тем более, что она будет немного созвучна со вчерашним постом про архетип Хозяйки.

Сказка начинается со смерти матери Золушки и повторной женитьбы ее отца. Напомню, что Царь, Отец, Мужчина обозначает в сказках разумное начало, сознание, Логос. Царица, Мать, Женщина — сферу эмоций, душу, Психею. Доброе зрелое сознание — Отец Золушки — в первом браке с хорошей прекрасной женой рождает такую же дочь — добродетельную и цельную натуру. Но мать Золушки умирает слишком рано — ее дочь еще не успела стать зрелой,
ее эмоциональная сфера не развита. И, попадая под отрицательное эмоциональное начало Мачехи, Золушка вынуждена вести унизительную жизнь. Отец, несмотря на свою доброту, позволяет новой жене обижать дочь, потому что без прежней жены и при несозревшей дочери он лишь чистый разум, он не может адекватно оценивать ситуацию и попадает под влияние мачехи, тем более, что ей в этом деле помогают две дочери с такими же отрицательными хаотичными эмоциями. Таким образом Золушка — это символ гармоничной души (но еще не созревшей), а ее сводные сестры — символ противоположных качеств.

Дом в сказках обозначает сферу, в которой обитает сознание. И Золушка тщательно моет и убирает дом, т.е. неустанно очищает сознание и душу от деструктивного начала мачехи и сестер. Ее комнатка находится под самой крышей — символом духовного небесного начала. Таким образом девушка находится очень близко к сфере высшей мудрости.

Днем место Золушки у камина или очага. Огонь обладает очищающим действием, вносит в дом тепло и свет. Близость Золушки к этому месту говорит о том, что и она также обладает этими качествами. На ней держится уют в доме. Она топит печь и выносит золу. Огонь сжигает вещи с низменной природой и преображает их, очищает сознание. Зола — результат этого действия. Таким образом Золушка сама постоянно преображается, борется с хаосом и взрослеет, приобретая мудрость души. Все это время она ходит в старом запачканном платье, потому что пока ее обучение не закончено. Как только она преображается и приобретает начальный опыт, у нее появляются красивые платья, в которых она может поехать на бал.

Мачеха не приглашает Золушку во дворец, потому что не хочет, чтобы она сменила свои старые одежды, повзрослела и перестала ей прислуживать. Она прямо не отказывает падчерице, но дает ей непосильные задания. Например, перебрать чечевицу за короткий срок. Это новое необходимое испытание для развития души. Душе Золушке нужно научиться отделять зерна от плевел, истину от иллюзий, гармонию от хаоса, чтобы быть готовой встретить свою судьбу — Принца. В этом испытании Золушке неслучайно помогают именно птички — символ небесной сферы и духа.

Итак, Золушка отправляется на бал. Ей в этом помогает Фея-крестная, которая никак до этого не появлялась. Потому что те подарки (подарки судьбы), которые она дает крестнице нужно быть готовой принять и правильно использовать. Сейчас, когда Золушка прошла испытания, крестная помогает ей встретиться с Принцем, т.е. помогает Душе соединиться с Разумом, чтобы стать единым целым.

Тыква превращается в золотую карету. Золото это свет истины, карета — символ мобильного сознания, которое ведет Золушку на бал во Дворец — символ высшего прекрасного дома души.

Мыши — суетливое быстрое начало. Они превращаются в прекрасных коней, трансформируясь из низменного копошения и брожения мыслей в организованные силы сознания. «Мысли-скакуны».

Крысы — подобны мышам. Они воруют еду в доме, т.е. это эмоциональные силы,  ворующие силу других эмоций. Но теперь они трансформируются в кучеров и становятся полезными.

Но поскольку Золушка еще не построила отношений с Принцем и еще зависима от негативного влияния мачехи и сестер, она не может полностью обладать этими подарками. В полночь они должны исчезнуть и вернуться к своему изначальному состоянию. Работа души еще не закончена.

Исчезнет все, кроме Туфелек. Туфельки остаются, потому что они символизируют путь, пройденный Золушкой и ее трудную работу над собой.

Едва увидев Золушку, Принц влюбляется в нее. Потому что он — ясное сознание, неограниченное и не подавляемое, живет во Дворце с любящими родителями. Принц изначально цельная натура, получившая наравне и разум и эмоции от отца и матери. Но ему нужна жена для создания полностью гармоничного союза. И он сразу замечает Золушку — потому что ее повзрослевшая душа видна ему с первого взгляда.

В полночь Золушка исчезает, потому что ей нужно завершить саморазвитие. Но теряет одну туфельку — след уже проделанной работы. По этому следу Принц-сознание и ищет свою найденную и пока потерянную Психею. Он предлагает всем девушкам по очереди примерить туфельку. Но она никому не подходит. Потому что у каждого человека свой индивидуальный путь и другой пройти его не может.

В некоторых вариантах сказки бал длится 3 дня и все 3 дня Золушка проникает во Дворец каждый раз в новом платье, одно красивее другого. Эти платья символизируют растущий опыт души на пути в мудрости. Когда Принц находит Золушку и делает ей предложение, последнее платье в отличие от двух предыдущих остается в своем великолепном виде, а не развоплощается в старое и грязное. В Песни Песней Соломона звучит вопрос «Кто есть Невеста?», святой Бернард отвечает на него «Это душа, жаждущая встречи с Богом».

При написании статьи использованы материалы книги Анны Бену «Танцующая с волками»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

два × три =

Яндекс.Метрика