Таинство брака

mystery-of-the-marriageКакие мы знаем символы брака? Кольцо, венок, красивый и богатый наряд, пояс, хлеб (который нужно преломить), свечи. Все это относится к таинству брака, но откуда они взялись и почему именно они? Сегодня поговорим об этом. Кстати, если исходить из того, что мужчины менее подвержены влиянию и давлению общества и вступают в брак более осознанно, чем женщины, то, прочитав эту статью, вы поймете, почему на подсознательном уровне понятие “жена” для мужчины сильнее, чем понятие “муж” для женщины. Это будет ответом на множество вопросов – почему мужчина не уходит из семьи, почему редкий секс далеко не всегда повод для развода, почему любовница не помеха браку и т.д.

Все эти символы брака пришли с древнейших времен – и были заимствованы христианством и другими религиями. Кстати, таинство брака до 17 века не входило в список “официальных таинств”, признанных церковью. Их было 6, и они были составлены в начале 6 века безымянным автором, которого сейчас иногда называют Псевдо-Дионисий Ареопагит. Почему “псевдо” – потому что был реальный исторический персонаж Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла. Он автор множества богословских сочинений. Но есть ряд сочинений, похожих по духу Ареопагиту, но его авторство не доказано. Поэтому условно их автора называют Псевдо-Дионисий Ареопагит.  Дионисий выделил 6 таинств, которые через 300 лет подтвердил византийский монах Феодор Студит:

1.Крещение (Просвещение у Студита). 2. Евхаристия (таинство собрания). 3. Освящение мира (Миропомазание у Студита). 4. Рукоположение (Священство у Студита). 5. Монашеский постриг. 6. Погребение.

И только в 17 веке брак был добавлен к списку таинств.

Вернемся к символам брака. Со времен Древнего мира таинство брака представляло собой священное действие, т.к. было “перенесением” брака 2х стихий – Неба и Земли – на каждую человеческую пару. Отсюда корни выражения, что браки свершаются на Небесах. Древние люди считали, что имена жениха и невесты заранее были записаны в Небесной книге, поэтому их называли суженными, то есть сужДенными небесами.

БРАК – это союз НЕБА и ЗЕМЛИ. НЕБО – олицетворение мужского начала. Дождь и солнечные лучи оплодотворяют ЗЕМЛЮ – символ женского начала. То есть Земля принимает Небо в свои объятия. В большинстве мировых языческих религий есть бог Неба и богиня Земли. В Египте наоборот – бог Земли Геб и богиня Неба Нут, что вообщем, сути не меняет. Во многих брачных обрядах мы видим обход невесты вокруг дома или деревни – это символизирует вращение небесных светил вокруг солнца. Кстати, интересный момент – то есть древние люди считали-таки, что Земля вертится вокруг Солнца, а не наоборот, как учила Церковь? Расшифровкой старинных славянских обрядов занимался Н.Ф. Сумцов – крупнейший российский этнограф. То есть либо он неточно раскрывает символы и дает им оценку уже с точки зрения своего времени (19 век), либо его слова неточно передают… Крайне занимательный факт – только сейчас обратила на него внимание, пока писала статью.

КОЛЬЦО – символ солнца, брачного соединения. В его основе лежит КРУГ – древнейший мировой символ. Круг включал в себя огромное количество значений. Это – абсолютное равенство (например, рыцари Круглого Стола сидят за столом именно такой формы – чтобы никого не было во главе стола и на наиболее почетных местах, все равны), вечность и бесконечность Вселенной (Уроборос – змей, кусающий себя за хвост) – а значит символ Бога, Неба, Солнца, Луны, Звезд и пр., цикличность бытия, смены времен года и многое другое. Все это Круг, и он взят за основу Брачного Кольца. Кольца носятся на руках. Мы можем держать руки опущенными – на уровне бедер, или поднимать их над головой. В предыдущих статьях я писала, что все в мире – в том числе и тело человека – имело 3 начала: дух, душу и тело. Голова – символ духа, живот и грудь – души, ноги – тела. Кольцо – символ замыкания, организации хаоса. Золото – символ истины. Опуская и поднимая руки с Золотым Обручальным Кольцом, мы объединяем в себе тело, душу и дух и приводим их к гармонии, изгоняем хаос из нашего внутреннего состояния и приходим к истине. В Белоруссии существовал обряд, когда кольца сначала клали в платок и поднимали их над головой к небу и солнцу  – освящая их таким образом. И только потом надевали на руки.

ВЕНОК – тоже имеет в основе КРУГ, древнейший символ. Это цветущий круг, надеваемый на голову. Венок был не только брачным атрибутом. В Древнем мире он был символом:1) изобилия и радости; 2) победы и триумфа; 3) почета. Так что это далеко не просто украшение на свадьбу. Венок – это красота, пролившаяся с Неба. Почему так? Т.к. в основе Венка, как и Кольца, лежит Круг – символ Солнца, то и сам Венок тоже является одним из его символов. Нимб святых – тоже берет свое начало от символики древних венков. Венки часто заплетали на Троицын день или Ивана Купалу, бросали в воду. Существовали обряды, когда молодой человек, желавший вступить в брак, должен был вытащить из реки венок, брошенный туда возлюбленной. Вода – символ души, эмоциональной сферы, Река – вечного движения жизни. Венок, который мужчина доставал из реки и надевал на голову невесте, обрастал огромным количеством символов, а свадьба превращалась в священное и мистическое действо.

Примерно таким же значение обладал и ПОЯС, который также был одним из свадебных атрибутов.

СВЕЧА на свадьбах служит заменителем Солнца. Она символ связи с истиной. Обычай провожать новобрачных факелами в руках существовал во множестве древних цивилизаций – в Древней Греции, Древнем Риме, Китае, Индии. Огонь освещает путь новой молодой семьи.

После свадьбы муж проносит жену через ПОРОГ ДОМА. Дом – это символ женского тела. Двери – женские гениталии. Покидая родительский дом, выходя из дверей своего дома, женщина переживает символическое рождение. И входит в дом мужа – обретает новую жизнь в новой семье и новой Вселенной. Часто раньше на пороге разводили костер, проходя через который, супруги совершали ритуал очищения от грехов прошлой жизни.

ХЛЕБ, свадебный каравай, тоже отождествляется с Солнцем, т.к. в основе и его формы лежит Круг. Кроме этого хлеб атрибут жертвоприношения Богу или богам (в языческое время). Он призван освятить новую семью, дать ей духовную пищу.

Богатство СВАДЕБНОЙ ОДЕЖДЫ и УКРАШЕНИЙ являлось не только показателем достатка, но каждая вещь имела свое значение. Молодые, одетые в драгоценные одежды, отождествлялись с богами, вступающими в брак – с Небом и Землей, Солнцем и Луной. Этнограф Н.Ф. Сумцов приводит отрывок из свадебной песни народов Южной Сибири, в котором невеста “Крыла леса алым бархатом, По пути катила крупным жемчугом…” Алый бархат – символ Зари. Невеста освещает мир, подобно восходящему Солнцу – пробуждающему все живое. ЖЕМЧУГ – символ чистоты души. Жемчужины формируются из песчинок – таким образом каждая бусина результат долгой работы. А сам жемчуг – символ трансформации хаотичных мыслей и невинности в драгоценный опыт.

Свадебный обряд, свадьба, священный брак – повторение космогонии, то есть сотворения мира через брак Земли и Неба. Любой обряд, символ, архетип, возникший на заре времен и регулярно повторяющийся в жизни поколений, формируется в коллективное бессознательное. В подсознании каждого человека – и мужчины и женщины – брак является мощным священным действием. Женщины реже “вспоминают” об этом под влиянием окружающего их общества, который постоянно внушает – быстрее, скорее, не упусти, роди, успей! Для них брак как способ спрятаться от осуждения. Один из вариантов, конечно. Но у мужчин этого меньше, поэтому его подсознание говорит с ним чаще и откровеннее. Оно бросает ему подсказки, что вот эта девушка не образ его “архетипичной жены” – поэтому он придумывает отговорки вроде “брак – пережиток прошлого” или “штамп ничего не меняет”. Вы спрашиваете – как так? Мы жили вместе 8 лет, а после расставания он женился через пару месяцев?! Возможно, на вас его подсознание не отреагировало, а на другую да. По этой же причине безумно влюбленный в вас женатый мужчина не спешит разводится. Любовь любовью, но когда-то он вступал в брак с женщиной, на которую указало его подсознание. Она – архетип жены, вы нет. Мужчины говорят “женщин может быть много, жена только одна” – кто знает, откуда корни этой поговорки.

При написании статьи частично использованы материалы книг Анны Бену “Танцующие с волками” и Дж. Кэмпбелла “Тысячеликий герой”.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =

Прокрутить вверх