Архетип Геката

GEKATAДавно не было статей про женские архетипы — сегодня я расскажу про очень необычный архетип Гекаты. Другие статьи на тему архетипов вы можете найти здесь. Итак, Геката. Ее не всегда выделяют в отдельный архетип — видимо, считается, что таких женщин не очень много. Но при этом Геката — одна из древнейших богинь, чей образ в различных вариантах мы можем встретить довольно часто. Поэтому будет справедливо разобрать его тоже.

Напомню, что женские архетипы делят на 3 группы:

1.»Уязвимые богини» — Гера, Деметра и Персефона. Это женщины зависящие от мужчин, которые не могут быть счастливы вне семьи и отношений.

2. Независимые богини — Афина, Артемида и Гестия. Им важнее состояться как личности, они живут своими интересами и далеки от условностей общества.

3. Алхимическая богиня — Афродита. Она способна преображать жизнь и людей вокруг себя.

К 4-й группе можно отнести Гекату. Женщина с этим архетипом живет особой жизнью. У нее свое глубокое видение мира — ей свойственен мистический взгляд на вещи. При этом она гностик — пытается познать самую сущность устройства Вселенной, сил, которые управляют нашей жизнью. Мифологический образ Гекаты довольно устрашающий — трехликая богиня, со змеями на головном уборе, богиня лунного света, живущая в царстве мертвых. Ей приносят жертвы на перекрестках дорог. Вот как описывает Гекату Н.А. Кун в своей знаменитой книге «Легенды и мифы Древней Греции»: «Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.»

Как-то не создается впечатление, что таких женщин много в современном мире. Но образ Гекаты не всегда был таким жутким — он стал им с появлением более «молодых» богинь — Афродиты, Артемиды, Афины, которые забрали у Гекаты многие ее функции. Между тем Геката — богиня мудрости, тайных знаний и одновременно сильного женского начала. Ее образ частично отображен на Старшем Аркане Таро Жрица (Папесса). Женщина в длинном покрывале, в головном уборе, напоминающем 3 фазы Луны — три лика Гекаты и одновременно отражение ее функции, как богини Луны. Не исключено, что Геката — древнейшая богиня, потому что она является воплощением единого образа всемирной матери. Поклонение образу женщины-матери как верховному божеству восходит ещё к эпохе палеолита, то есть к древнейшим временам, когда был культ женщины, как матери, без которой невозможно продолжение рода и существование самого племени. А значит Геката присутствует в каждой женщине. Все слышали высказывание «Каждая женщина немного ведьма» — это не просто красивые слова, хотя, конечно, откуда произошло это выражение уже никто не помнит.

Отличие Гекаты от тоже довольно мрачного архетипа Персефоны в том, что она независима, не подчинена мужскому началу — наоборот, мужчины поклоняются ее мудрости и женственности. Отличие же от такой же мудрой и независимой Гестии в том, что в Гестии магия бытового уровня, магия дома и домашнего очага, в ней мало стремления к познанию мира. Античная Геката — защитница всех обиженных и притесняемых патриархальным обществом женщин. Геката защищает невинных девушек от насилия и покровительствует деторождению: факелы в ее руках освещают ребенку путь в мир, кинжал перерезает пуповину новорожденного, закрывая за ним Темные врата. Она ужасна и всемогуща в своем гневе. Поэтому мужчины, которые умеют сражаться только открыто, на поле боя, впадают в оцепенение от женской силы, которая воздействует совсем иным образом. Этот древний мужской страх отражается в подавлении женщины, в том, чтобы считать ее зависимым и более низшим существом, чем они. Мужчины надевают на женщину паранжу, бояться ее привлекательности, следят как она одевается, красится, ведет себя. Многие века они проповедовали культ девственности и верности — опасаясь, что наследник может оказаться не их сыном. В современном мире все меняется через силу — женщин продолжают бояться так же сильно. И тут мужчины подключают самих женщин в помощь в борьбе с представительницами их пола — они проповедуют, что смысл женщины в семье и детях, что стыдно быть не замужем, что надо непременно рожать, что карьера и наука это глупости, неженское дело, что быть чувственной и сексуальной — разврат и грех. Ужас перед настоящей раскрывшейся женщиной живет в мужчинах и в тех женщинах, которые не могут быть такими.

В некоторых мифах Геката правит триадой человеческого существования: рождением, жизнью и смертью — и временем: прошлым, настоящим и будущим. Мифологические норны (в скандинавии), мойры (в Греции), которые изображаются как 3 женщины-богини судьбы в виде юной девушки, зрелой женщины и старухи — тоже аллюзия на образ Триединой богини. В серии книг «Игре Престолов» Джорджа Мартина  Дева, Мать и Старица являются тремя аспектами единого божества в религии «Культ Семерых».Также Геката обладает тремя обличьями: кобылы, собаки и льва. Вспомните слова группы «Мельница» из ее песни «Ночная кобыла»:

"Он шёл ночною, порой ночною, 
За жёлтой луною, за ней, вороною. 
Река забыла, весна простила,  
Кого сгубила ночная кобыла"

Современная Геката очень независима. У нее может быть большой круг общения, а может и не быть вовсе. С женщинами она приветлива, у нее есть несколько близких подруг. С мужчинами она скорее общается, как с деловыми партнерами, держась с достоинствам и жестко пресекая все попытки превосходства. Геката любит изучать мир, она много путешествует, любит древние учения, увлекается эзотерикой. Семья — муж и дети, могут быть в ее жизни, но не являются необходимым условием. Ее жизнь полна и без них. К сожалению, многим женщинам сложно следовать своему внутреннему велению — на них слишком давит общество. В результате они не могут раскрыться и поддаются на внешние условности — выходят замуж, заводят семью, но особого понимания не находят. Им чуждо увлечение домашним хозяйством, тесно сидеть в 4-х стенах, быть зависимой, посвятить себя только деторождению. Это вызывает раздражение мужа, и брак часто заканчивается разводом. Но бывает, что развод дает женщине-Гекате долгожданное чувство свободы, окрыляет ее. Она, наконец, может позволить себе делать то, что хочет, что ей интересно.

Продолжение следует..

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 × пять =

Яндекс.Метрика