Архетип Геката

GEKATAДавно не было статей про женские архетипы – сегодня я расскажу про очень необычный архетип Гекаты. Другие статьи на тему архетипов вы можете найти здесь. Итак, Геката. Ее не всегда выделяют в отдельный архетип – видимо, считается, что таких женщин не очень много. Но при этом Геката – одна из древнейших богинь, чей образ в различных вариантах мы можем встретить довольно часто. Поэтому будет справедливо разобрать его тоже.

Напомню, что женские архетипы делят на 3 группы:

1.”Уязвимые богини” – Гера, Деметра и Персефона. Это женщины зависящие от мужчин, которые не могут быть счастливы вне семьи и отношений.

2. Независимые богини – Афина, Артемида и Гестия. Им важнее состояться как личности, они живут своими интересами и далеки от условностей общества.

3. Алхимическая богиня – Афродита. Она способна преображать жизнь и людей вокруг себя.

К 4-й группе можно отнести Гекату. Женщина с этим архетипом живет особой жизнью. У нее свое глубокое видение мира – ей свойственен мистический взгляд на вещи. При этом она гностик – пытается познать самую сущность устройства Вселенной, сил, которые управляют нашей жизнью. Мифологический образ Гекаты довольно устрашающий – трехликая богиня, со змеями на головном уборе, богиня лунного света, живущая в царстве мертвых. Ей приносят жертвы на перекрестках дорог. Вот как описывает Гекату Н.А. Кун в своей знаменитой книге “Легенды и мифы Древней Греции”: “Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.”

Как-то не создается впечатление, что таких женщин много в современном мире. Но образ Гекаты не всегда был таким жутким – он стал им с появлением более “молодых” богинь – Афродиты, Артемиды, Афины, которые забрали у Гекаты многие ее функции. Между тем Геката – богиня мудрости, тайных знаний и одновременно сильного женского начала. Ее образ частично отображен на Старшем Аркане Таро Жрица (Папесса). Женщина в длинном покрывале, в головном уборе, напоминающем 3 фазы Луны – три лика Гекаты и одновременно отражение ее функции, как богини Луны. Не исключено, что Геката – древнейшая богиня, потому что она является воплощением единого образа всемирной матери. Поклонение образу женщины-матери как верховному божеству восходит ещё к эпохе палеолита, то есть к древнейшим временам, когда был культ женщины, как матери, без которой невозможно продолжение рода и существование самого племени. А значит Геката присутствует в каждой женщине. Все слышали высказывание “Каждая женщина немного ведьма” – это не просто красивые слова, хотя, конечно, откуда произошло это выражение уже никто не помнит.

Отличие Гекаты от тоже довольно мрачного архетипа Персефоны в том, что она независима, не подчинена мужскому началу – наоборот, мужчины поклоняются ее мудрости и женственности. Отличие же от такой же мудрой и независимой Гестии в том, что в Гестии магия бытового уровня, магия дома и домашнего очага, в ней мало стремления к познанию мира. Античная Геката – защитница всех обиженных и притесняемых патриархальным обществом женщин. Геката защищает невинных девушек от насилия и покровительствует деторождению: факелы в ее руках освещают ребенку путь в мир, кинжал перерезает пуповину новорожденного, закрывая за ним Темные врата. Она ужасна и всемогуща в своем гневе. Поэтому мужчины, которые умеют сражаться только открыто, на поле боя, впадают в оцепенение от женской силы, которая воздействует совсем иным образом. Этот древний мужской страх отражается в подавлении женщины, в том, чтобы считать ее зависимым и более низшим существом, чем они. Мужчины надевают на женщину паранжу, бояться ее привлекательности, следят как она одевается, красится, ведет себя. Многие века они проповедовали культ девственности и верности – опасаясь, что наследник может оказаться не их сыном. В современном мире все меняется через силу – женщин продолжают бояться так же сильно. И тут мужчины подключают самих женщин в помощь в борьбе с представительницами их пола – они проповедуют, что смысл женщины в семье и детях, что стыдно быть не замужем, что надо непременно рожать, что карьера и наука это глупости, неженское дело, что быть чувственной и сексуальной – разврат и грех. Ужас перед настоящей раскрывшейся женщиной живет в мужчинах и в тех женщинах, которые не могут быть такими.

В некоторых мифах Геката правит триадой человеческого существования: рождением, жизнью и смертью — и временем: прошлым, настоящим и будущим. Мифологические норны (в скандинавии), мойры (в Греции), которые изображаются как 3 женщины-богини судьбы в виде юной девушки, зрелой женщины и старухи – тоже аллюзия на образ Триединой богини. В серии книг «Игре Престолов» Джорджа Мартина  Дева, Мать и Старица являются тремя аспектами единого божества в религии «Культ Семерых».Также Геката обладает тремя обличьями: кобылы, собаки и льва. Вспомните слова группы “Мельница” из ее песни “Ночная кобыла”:

"Он шёл ночною, порой ночною, 
За жёлтой луною, за ней, вороною. 
Река забыла, весна простила,  
Кого сгубила ночная кобыла"

Современная Геката очень независима. У нее может быть большой круг общения, а может и не быть вовсе. С женщинами она приветлива, у нее есть несколько близких подруг. С мужчинами она скорее общается, как с деловыми партнерами, держась с достоинствам и жестко пресекая все попытки превосходства. Геката любит изучать мир, она много путешествует, любит древние учения, увлекается эзотерикой. Семья – муж и дети, могут быть в ее жизни, но не являются необходимым условием. Ее жизнь полна и без них. К сожалению, многим женщинам сложно следовать своему внутреннему велению – на них слишком давит общество. В результате они не могут раскрыться и поддаются на внешние условности – выходят замуж, заводят семью, но особого понимания не находят. Им чуждо увлечение домашним хозяйством, тесно сидеть в 4-х стенах, быть зависимой, посвятить себя только деторождению. Это вызывает раздражение мужа, и брак часто заканчивается разводом. Но бывает, что развод дает женщине-Гекате долгожданное чувство свободы, окрыляет ее. Она, наконец, может позволить себе делать то, что хочет, что ей интересно.

Продолжение следует..

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 1 =

Прокрутить вверх
На платформе MonsterInsights