Давно не было про архетипы — продолжу тему немного необычным архетипом Люцифера. В переводе с латыни «люцифер» означает два слова: lux — свет и feru — несу. То есть «светоносный». До того как христианство стало использовать его как имя для духа зла, слово «люцифер» именем не было. Это синоним «Утренней звезды». Так римляне называли… планету Венера. В греческой мифологии был полубог Фосфор — сын титана Астрея (божества звездного неба) и Эос (богини зари), любимец и спутник богини Афродиты (Венеры). Фосфор тоже переводится, как «светоносный» или «утренняя звезда».
Что интересно, Венера — единственная планета Солнечной системы, вращающаяся в направлении противоположном направлению вращения других планет. И здесь начинается ее мистическая связь с Люцифером — падшим ангелом, бунтарем, противоположным добру. Сатана с арамейского переводится, как «противник», «противоположный». Иногда Венеру также ассоциируют с библейской звездой Полынь. Одновременно Венера — богиня любви, символ женского начала, эротической чувственности..
К связи Венера — Люцифер — женское начало еще вернемся. Начнем с архетипа Люцифера. Не вдаваясь в известные подробности, можно отметить, что этот архетип — один из двух главных во всей мировой литературе, мифологии и сказаниях. Всегда есть положительный герой — протагонист, и его враг, отрицательный герой — антагонист. При чем довольно часто антагонист обладает вполне дьявольскими чертами. Например, Алый Король — соперник Стрелка Роланда из серии книг Стивена Кинга «Темная башня». Или Белая Колдунья — антагонист льва Аслана в «Хрониках Нарнии». Особенно если учесть, что большинство критиков считает, что Аслан — это Иисус в альтернативном мире «Хроник». А еще один из героев книги утверждает, что Колдунья — потомок Лилит, первой жены Адама (см. статьи «Лилит и Ева» и «Женское начало»). Некоторые апокрифы говорят, что уйдя от Адама, Лилит стала женой Люцифера, от которого наплодила демонов. Круг замыкается: Венера — Люцифер — Лилит..
Про отношение к женщине и ее положение, начиная с древних времен, мы говорили уже много. Полное подавление, второсортное существо после мужчины. Мужчина — бог и царь, женщина в услужении. При этом она — искусительница, поддавшаяся на уговоры Змея. А значит женская природа подвергается унижениям за проступок Евы. Тут уже недалеко от того, чтобы эпитет Венеры «люцифер» (светоносная, утренняя звезда) превратить в имя главного врага рода человеческого.
Вообще для любой новой религии характерно 2 явления:
1. Смешивать удобные черты старых богов с новыми.
2. Остальных превращать в злодеев.
В статье «Дух в бутылке» мы говорили о том, что Сатана обладает вполне отчетливыми чертами греческого бога Пана (рога, козлиные ноги) и кельтского рогатого бога Кернунана. Наряду с уничижением прежних богов христианство постепенно отрицает женское начало, которое играло огромную роль в древних мистериях.
Но перейдем к архетипу Люцифера в современном человеке, а потом в женской ипостаси. Что есть Бог? Это многовековой порядок, олицетворение патриархального общества, традиции, устои, правила. Человек, который хочет жить своей жизнью, быть свободным, думать, прежде чем следовать шаблонам — он в этот момент приближается к архетипу Люцифера-бунтаря.
Как писал Юнг, «Люцифер, по-видимому, лучше кого бы то ни было понимал волю Божью, направленную на сотворение мира, и самым точным образом исполнял ее, восстав против Бога, и противопоставив Богу собственную, отличную от Его, волю». Люцифер — это символ разума, думающего человека, умеющего противостоять неудобным для него традициям и вещам с его точки зрения глупым или бессмысленным. Но архетип не знает нюансов, поэтому Люцифер — это зло. И в современном мире слишком заигравшийся в бунтарство человек рискует встать на скользкий путь. Перепутав гордость с гордыней, свободу с анархией, индивидуальность с эгоизмом, уединение с одиночеством и т.д. Архетип Люцифера — это всегда балансирование на грани, как подробно описано в статье про аркан Таро «Дьявол». Иногда Люцифера сравнивают с Прометеем — они оба несли свет людям. Один — свет разума, свободы воли, другой — физический огонь. И оба были подвергнуты каре.
Люцифер в женщине — примерно то же самое. Некоторые исследователи отмечают интересный факт — в русской культуре нет героини, соответствующей Венере. В западной — пожалуйста, она полна чувственных роковых красавиц. У нас — ?… Символ русской женщины — это купчихи с картин Кустодиева или пламенные революционерки, «останавливающие коня на скаку». Полные, грубоватые, суровые.
Есть, правда, Елена Прекрасная — героиня фольклора. Вот, что пишут об этом образе. В сказке главным героем является царевич — но до Ивана Грозного царей на Руси не было, были князья. Значит сказка относительно недавних времен?.. Иван-царевич — так звали старшего сына Ивана Грозного. А Елена — это одна из его жен. Красивая молодая женщина, которая была избита своим свекром (по одной из версий) за то, что зайдя в ее покои он застал ее не особо одетой. Царевич вступился за жену и в возникшей потасовке был случайно убит отцом. Но возникает вопрос — почему Иван Грозный решил зайти в женские покои, с какой целью он навещал жену сына? Опять же кто-то говорит, что он был неравнодушен к Елене. И тут мы видим очередную трагедию женского начала. Только появилась красивая, молодая женщина, относительно раскованная — и сразу унижение, побои, чья-то смерть.
Современная женщина с архетипом Люцифера независима и свободна. Она живет не «по правилам». Не выходит замуж, потому что «20 лет и пора», не рожает только потому что семья без детей не семья, не держится за мужчину лишь бы не быть в одиночестве, не боится подать на развод в 40 лет. Она рискует быть осужденной обществом за это, рискует остаться одна — но это в том случае, если она не сумеет вовремя остановится. Ведь предел должен быть во всем.