Когда в 2003 году вышла книга Дэна Брауна “Код да Винчи”, в котором рассматривалась тема священного женского начала, я, как и многие ее прочитавшие, подумала: “Интересно, конечно, но чушь знатная”. Но пару лет спустя я совершенно случайно (изучая совсем другой вопрос), наткнулась на одну информацию. В 1945 году в Египте, в районе селения Наг Хаммади, при археологических раскопках в глиняных горшках были обнаружены свитки. Они датируется примерно 3 в. нашей эры. Текст этих свитков содержит высказывания, приписываемые Иисусу, и записанные одним из его учеников – апостолом Филиппом. Высказывания, названные “Евангелие от Филиппа”, являются апокрифическими – то есть тайными, не вошедшими в содержание Библии. Возможно, эти свитки были закопаны во время христианских гонений, а, может быть, намеренно спрятаны от своих же. Почему – об этом и поговорим ниже. Некоторые усматривают определенное мистическое совпадение, что такое важное откровение было найдено в год окончания Второй мировой войны – как символ начала новой жизни.
Так вот в этом Евангелии от Филиппа как раз и было сказано, что Христос любил Магдалину превыше своих учеников и часто лобзал ее уста. Кроме того, в этих текстах, составленных в виде притч, Святой Дух – женского рода. По этому поводу Филипп иронизирует: “Некоторые говорили, что Мария зачала от Святого Духа. Они заблуждаются. Того, что они говорят, они не понимают. Когда бывало, чтобы женщина зачала от женщины?”
Библейские сказания – вещь относительно недавняя. Давайте копнем глубже. “Во всех мифологиях, всех религиях, сколько найти/И основе любой истории есть один и тот же мотив” ( Oxxxymiron). Этот мотив – Путь Героя, который взрослеет через прохождение испытаний. Последней на его пути является встреча с возлюбленной, с женщиной. Их брак – мистический брак победоносного героя с Богиней Мира. Она одновременно мать и возлюбленная.
Помните, в теме, какой видят мужчины идеальную женщину – ту, которая сочетает в себе обе эти составляющие. Этот образ заложен в подсознании с древности, со времен культа Вселенской Матери. Она – одновременно воплощение вечной женственности, жизни и… смерти. “Ибо она – создательница мира, вечная матерь и вечная дева. Она объемлет все сущее и несет жизнь, живущим на земле. Она также смерть для всего смертного. Весь жизненный цикл свершается под ее властью, от рождения к юности, от зрелости и старости к могиле. Она и лоно, и могила”.
Так вот древние сказания допускали стремления героя-мужчины к женщине, к женскому началу, как к финалу своего путешествия. В эпоху раннего христианства отношение к женщине не было таким надменным, как стало позже. Когда христианство превратилось из гонимой религии в официальную, а Церковь стала поддержкой власти, то разделять эту власть с чем-либо стало неприемлимым. Человек подчиняется Богу, а не Вселенской Матери и женскому началу. Но это оказалось не так просто. Как пишет Д. Кэмпбелл в книге “Тысячеликий герой”: “мы отказываемся признать, что и в нас и в наших близких царит подавляющее развратное нервное возбуждение. Мы всячески убеждаем себя, что это чья-то злая воля. Но когда мы внезапно осознаем, что все неизменно несет на себе плотскую печать, то мы, как правило, испытываем отвращение: жизнь, явления жизни, в частности женщина, как великий символ жизни – все это становится невыносимым для чистой души”.
Мужчина не может быть слабее женщины и допустить, чтобы его устремления могли поколебаться от вожделения к женщине. В страхе перед женской силой, которую они не могли одолеть, мужчины, пользуясь физической силой, заставили женщин находится в зависимом положении от них. Они надели на женщин паранжу, возвели культ девственности и придумали суровые кары для женской измены.
Постепенно женское начало начинает вытесняться из христианства. На Никейском соборе в 325 году путем споров и обсуждений были приняты решения в отношении церковных канонов. Были осуждены разные ответвления христианства, как еретические. Т.к. христианство становилось в Риме официальной религией, то его догматы были сформулированы максимально четко и жестко. Если вы немного почитаете про еретические направления – то увидите, насколько они более жизненны, чем официальная версия.
Во многих дохристианских религиях женщины-богини выступают наравне с богами-мужчинами. Есть отец богов, а есть его супруга, почти не уступающая ему в величии. Даже в Ветхом Завете упоминается богиня Ашера, как спутница Баала.
В раннехристианских апокрифах также упоминается имя Лилит, как первой жены Адама. В переводе с иврита “лилит” означает ночная… Вспомните легенды о Ночной Кобыле. Есть также версия происхождения ее имени от шумерского “лиль” – дух, призрак, ветер. Лилит не была создана из ребра Адама, как Ева, а была создана, по видимому, так же, как и он, самим Яхве. На этом основании она, как равная мужу, отказалась ему подчиняться. Адам, как и большинство мужчин, оказался бессилен перед женщиной, столкнувшись лицом с ее женской властью и привлекательностью. Поэтому он попросил у Бога другую жену – покорную Еву, с которой Адам нашел утешение своим душевным терзаниям. Как и сами мужчины, не сумев получить вожделенную женщину, женятся на спокойной и тихой.
Продолжение следует..