Продолжаю тему про женское начало – сегодняшняя статья о месте женщины в средневековом обществе и образе Прекрасной Дамы. Сразу развею романтический настрой. Культ Прекрасной Дамы – это всего лишь игра, не имеющая почти никакого отношения к реальным чувствам. Женщина, которой поклонялись, должна была соответствовать ряду условий:
1.Быть замужем. Поэтому ни о каких любовных историях, заканчивающихся свадьбой героев речи быть не могло.
2. Быть недосягаемой. Дама не должна отвечать на чувства своего поклонника. Еще и поэтому ей необходимо было иметь статус замужней.
3. Быть знатного рода. Простолюдинки, бедные дворяночки для объекта поклонения не подходили.
4. Быть выше положением своих поклонников. Поклоняться и служить можно было только госпоже, жене своего господина, которая никогда не могла обратить внимание на бедного рыцаря.
5. Если дама должна была быть замужем, то ее поклонник, наоборот, оставался холостым. Некоторые источники сообщают, что вне правил культа ухаживаний, дама и рыцарь вполне могли вступать в связь, которая представляла собой даже особую форму брака. При чем дети от этого “брака” считались законными. Но это-то как раз понятно – официальный муж у дамы был, значит все дети автоматом считались его.
Средневековое общество было полно противоречий – в нем совмещались вещи абсолютно полярные по своей сути и содержанию. Заповедь “не убий” и жестокие крестовые походы, христианское милосердие и преследование неверных во имя Бога. Духовная чистота и повсеместная проституция. Чтобы понять образ мысли человека того времени, мало быть историком или психологом – нужно очень глубоко погрузиться в тему. В отношении женщины – та же полярность. С одной стороны, она воплощение греха и разврата, приложение к мужу и господину, не имеющая никаких прав и свобод. С другой – объект возвышенного поклонения, символ чистоты и невинности, Прекрасная Дама из рыцарского романа.
Не могу удержаться и в очередной раз не посмеяться над броскими фразами о том, что “семья существовала миллионы лет и все уважали институт брака”. В раннем средневековье мужчинам разрешалось менять жен так часто, как им заблагорассудится. Можно было иметь несколько жен или вступать в брак на время. В ряде стран жена не считалась даже членом семьи.
Церковь считала любую половую связь греховной, что в браке, что на стороне. Истинным христианином мог быть только девственник. Но поскольку надо было “плодиться и размножаться”, то секс в браке с целью произведения потомства был менее греховным. Интересно, что рыцари-тамплиеры, давшие обет безбрачия, допускали в момент “острой необходимости” связь с… мужчиной – уж лучше с братом по ордену, чем с порочной женщиной. Средневековая логика во всей красе. А заодно наглядный пример, какие извращенные формы приобретает подавленное мужское и женское начало.
Священникам, как главным образцам для подражания, запрещалось вступать в брак. Но сдерживать себя собирались немногие – отсюда расцвет проституции, женщин легкого поведения на содержании у духовных лиц. Святые отцы – первые клиенты публичных домов, хотя сами же осуждали женщин как вместилище порока. Вторые клиенты – младшие сыновья сеньоров. Во избежание раздела владений и имущественных прав, феодалы стремились женить старших сыновей, которым передавали наследство. Средние шли в священники, младшие искали военного счастья. Средств ни у тех, ни у других не было, поэтому жениться им было сложно. Так что они тоже довольствовались обществом женщин легкого поведения.
Единственная женщина, к которой христианство относилось с уважением – Дева Мария. Поэтому в 12 веке на юге Франции, скорее всего в Провансе, начал формироваться культ Прекрасной Дамы, который подразумевал поклонение женщине, возлюбленной – прекрасной, чистой и недоступной, как Богоматерь. Поклонение бескорыстное, не подразумевающее взаимность. Любовное томление, страдание по недосягаемому идеалу – вот основа куртуазной любви. Само слово “куртуазность” переводится примерно как “изысканная вежливость”. Это форма любовной игры, образцом для подражания в которой были рыцари из легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Надо понимать, что эти романтичные рыцари были куртуазны только по отношению к даме, которую они выбрали объектом поклонения. В отношении остальных женщин они вели себя грубо и надменно, не гнушались насилием и рукоприкладством. Любовные страдания по Прекрасной Даме для них была определенной сублимацией – отдушиной в жизни, в которой были только порочные женщины из публичных домов или сговорчивые служанки. Древняя тоска по Возлюбленной, которая всегда существовала в мужской душе, сколько бы религия или общество не пытались ее опорочить. Не хватало женщины-богини в суровой монотеистической патриархальной религии.
Прекрасной Дамой могла быть любая знатная женщина по отношению к подданным своего мужа. Конечно, подразумевалась, что она должна быть красивой и молодой, но таких не всегда хватало. Тем не менее рыцари играли в куртуазность со всей серьезностью. В романе Ф. Грегори “Еще одна из рода Болейн” брат Анны Джордж Болейн говорит королеве Екатерине “Я пробыл на солнце все утро, но ослеплен только сейчас”. На тот момент Джорджу было 19 лет, королеве 40. Но его слова не просто придворная лесть. Королева – высший образец Прекрасной Дамы, потому что она выше званием всех женщин, образец величия и добродетели. Куртуазность далеко не всегда подразумевает настоящее искреннее чувство – часто это просто игра. И для игры нескольких условий вполне достаточно.
В 13 веке католическая церковь объявила крестовый поход против свободолюбивого и романтичного Прованса. Его поэтическая культура была разрушена и полузабыта. Культ Прекрасной Дамы просуществовал примерно до 16 века. Спустя полторы сотни лет, в середине 18 века он был постепенно преобразован в новую форму романтических ухаживаний, время которых назвали “галантный век”. Правда, женщина, несмотря на все, оставалась такой же бесправной.
Продолжение следует…