Таро. Аркан 15. Дьявол

Итак, “солнце достигло своего надира, своей полуночной точки”, “ночь вступила в самую глухую пору” или, как говорится в массовой культуре, “я думал, что достиг дна, но снизу постучали”.  Дьявола, как и все остальные арканы таро, не стоит воспринимать буквально, как антропоморфное воплощение духа зла, за исключением, пожалуй, произведений художественной литературы и фольклора. Поэтому хоррора по прежнему не будет. Эта карта обозначает наши страхи, постыдные желания, спрятанные глубоко в подсознании. Всю жизнь мы смутно догадывались о них, но отмахивались, загоняли подальше. Теперь же отступать некуда. Здесь, “во тьме, ничем не озаренной” (Данте) уже никуда не спрятаться и приходится взглянуть своему бессознательному прямо в лицо. Периодически человек ведет с собой внутренний диалог “я не такой, так поступать нельзя, это неправильно, хорошие люди так не делают” и одновременно “но ведь никто не узнает, я только один раз, все так делают, никто не пострадает, я хочу как лучше, живем один раз”. Спор спором, а теперь Герой вынужден здесь и сейчас ответить на вопрос – цель оправдывает средства? Куда ведут благие намерения?

Есть советский фильм “Филипп Траум”, снятый в самом конце 80-х по мотивам произведения Марка Твена “Таинственный незнакомец”. В средневековый австрийский городок приходит юноша приятной наружности, богато одетый по последней моде. Он заводит знакомство с 3-мя местными мальчиками, представляясь Филиппом Траумом, то ли самим сатаной, то ли его племянником. Мальчики сначала не верят ему, хотя и видят его способность творить чудеса – превращать воду в лед, комок земли в белку и управлять огнем, но после начинают забрасывать просьбами, оставляя вопрос о его происхождении на потом. Они просят его послать денег бедному священнику, погадать на будущее, помочь с расстроенной помолвкой девушки Маргарет. Траум неохотно выполняет их просьбы, говоря, что у любых, даже самых добрых поступков могут быть непредсказуемые последствия и не всегда нужно вмешиваться в ход вещей. Но затем уступает. В итоге священника, нашедшего кошелек с кучей денег, обвиняют в краже и бросают в тюрьму, а помолвка Маргарет, устроенная самим Траумом, заканчивается скандалом и преследованием со стороны инквизитора Фейертага, влюбленного в девушку. Кульминацией фильма становится момент, когда Траум предсказывает мальчикам будущее, говоря, что Теодор станет знаменитым органистом и философом, Сеппи – богатым трактирщиком, а Николаос (он отсутствует в этой сцене) – завтра бросится в реку, чтобы спасти соседскую девочку, простудится и 45 лет пролежит парализованным. Мальчики в ужасе, они просят сатану изменить страшное будущее их друга. Но тот отвечает, что уже пересмотрел десятки вариантов и не нашел выхода. Друзья не сдаются “миленький, добренький Филипп Траум, Вы же все можете!” И он уступает “хорошо, паралича не будет”. В следующем эпизоде мы узнаем, что Николаус спасает девочку из бурной реки и тонет.

Мы все время сталкиваемся с искушением вмешаться в ход вещей, и делаем ошибки под названием “лучшее – враг хорошего”. А, может, даже и нет никакого хорошего и все, что остается – выбирать меньшую из зол. Но для этого нужна мудрость, жизненный опыт. А пока его нет. А еще есть желание пойти по легкому пути, который услужливо предлагает наше второе, недоброе я. Так Кевин Ломак в погоне за известностью и гонорарами становится адвокатом дьявола. Доктор Джекилл узнает о существовании мистера Хайда. Советник из одноименного фильма Ридли Скотта решает участвовать в афере с наркотиками первый и единственный раз, чтобы заработать на роскошную свадьбу и обеспечить свое будущее. При том, что мы знаем, что он и так вполне состоятельный человек. В итоге он теряет все и вынужден воочию наблюдать убийство своей невесты.

Дориан Грей – молодой и искренний юноша, попавший под влияние сэра Генри, становится законченным циником, губящим окружающих его людей. Когда он осознает, что портрет отражает его истинную, спрятанную сущность, он на мгновение останавливается и не совершает очередной дурной поступок, в надежде, что тот чуть улучшиться. Но ничего не происходит, потому что даже сейчас им движет расчет и тщеславие.

Сколько мы знаем пламенных революционеров, героев-освободителей, превратившихся в тиранов под лозунгом Свобода, Равенство и Братство. В своем убеждении, что только им известно, как сделать счастливыми всех, они пренебрегают индивидуальными потребностями человека. И устраивают террор во имя всеобщего блага. “Революция, как Кронос, пожирает своих детей”, превращая годы света в годы ужаса.

На карте 15-го аркана изображен Бафомет –  синтетическое божество природы, рогатый бог, Пан. Между рогов у него перевернутая пентаграмма, которую издревна считали символом зла, хотя это знак ограниченности сознания. В его руке факел. Внизу – фигуры влюбленных, прикованные цепью. Нумерологически аркан Дьявол соотносится с арканом Влюбленные. Он символизирует искушение, от которого человек бежит в осознанной жизни. Но в сфере бессознательного он становится беззащитен перед ним, потому что не видит истинной угрозы.

Так Энакин Скайуокер оказывается не способен идти по трудному пути светлой стороны силы, требующему отречения от привязанностей, и переходит на темную сторону, становясь Дартом Вейдером. Он не ищет зла. Ему, потерявшему мать, нужен лишь способ уберечь от смерти других близких ему людей. Но со злом играть нельзя. Ступив на скользкий путь – дальше движешься по инерции. Так, мальчик, который должен был быть избранным, становится предводителем темных сил. Мы часто наблюдаем это явление, когда лучший или любимый ученик переходит на сторону зла. Например, в “Сильмариллионе” Толкиена. Из детей Илуватара (создателя) не было никого умнее и способнее Мелькора, который “был превыше прочих айнуров одарен мудростью и силой», ставшего воплощением зла под прозвищем Моргот, Черный Враг. Почему так происходит? Может, потому, что “многие знания, многие печали”? Обладая большими знаниями, чем другие, они испытывают желание постичь все, самые тайные стороны вещей, но сил и опыта вовремя остановится у них нет. Ведь зло сначала так привлекательно, так удобно  и невинно.

Возможно, даже христианское “подставь левую щеку”, пришло на смену ветхозаветному и более логичному “око за око”, потому что непротивление злу насилием более безопасно.  Будешь отвечать злом на зло, и оно тебя затянет. Единственный способ выйти победителем – признать свои темные стороны, желания и соблазны.  Посмотреть в глаза своим страхам, своему второму Я. Игра со злом заведомо проигрышная. Нельзя играть в поддавки, пытаясь перехитрить Лукавого, нельзя дружить со злом, пытаться с ним договориться. В итоге будет только хуже. Как в “Балладе” Гумилева:

 

 

“Пять коней подарил мне мой друг Люцифер”

………………………………………….

И смеясь надо мной, презирая меня,

Люцифер распахнул мне ворота во тьму.

Люцифер подарил мне шестого коня.

И Отчаянье было названье ему”.

Данте подходит к вратам ада и читает надпись, заканчивающуюся словами “Входящие, оставьте упованья!”:

Он говорит своему проводнику Вергилию “Учитель, смысл их страшен мне” и получает ответ “Здесь нужно, чтоб душа была тверда. Здесь страх не должен подавать совета”. Какую вторую самую известную надпись над воротами мы знаем? Arbeit Macht Frei над входом в концлагерь Аушвиц. Нежелание встретиться один на один с собственным страхом, признать, что в наших бедах виноваты мы сами, порождает чудовищные преследования других людей за то, что они евреи, цыгане, коммунисты, еретики. Так, священник, одержимый праведным гневом, устраивает охоту на ведьм тем более жестокую, чем более он сам одержим своими сексуальными фантазиями.

Ложные цели приводят к трагедии даже в самых бытовых ситуациях. В фильме Влада Перельмана “Дом из песка и тумана” в результате бюрократической ошибки девушка Кэти теряет единственный дом, который риэлторы продают бывшему иранскому полковнику Амиру Берани. Тот с женой и сыном бежал из Ирана в США после революции, спасаясь от преследования и в поисках лучшей жизни. На почти последние деньги  он покупает этот дом. Кэти тщетно пытается воззвать к совести новых жильцов. Однажды она сильно напивается и стучит в их дом, а потом пытается покончить с собой в ванной. Берани спасает ее. Кэти говорит – кроме вас у меня никого нет, не уходите. После этого Берани начинает сочувствовать ей, он оставляет ее переночевать в своем доме.Но ситуация неразрешима. В итоге конфликт переходит все границы и заканчивается тем, что полицейский, вызванный Берани для решения проблемы, стреляет и случайно попадает в его сына. В кульминационной сцене мы видим, как полковник вне себя от горя бежит по улицам города, крича “я не хочу этот дом, я не хочу денег, я ничего не хочу! Я хочу только своего сына!” После смерти ребенка он дает яд жене и кончает с собой. Кэти, приехавшая в их дом, в отчаяньи пытается спасти семью Берани, но слишком поздно. Она плачет и ложиться на кровать рядом с ними. В данном случае не столь важно, насколько реален такой сюжет. Вопрос в том, почему хорошие люди (в фильме нет отрицательных персонажей) идут на поводу у худших сторон своей личности, что приводит к трагедии.

У психолога Филиппа Зимбардо есть книга “Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев”, которая написана на основе Стэнфордского тюремного эксперимента. В ней поднимается проблема зла в человеке. Этой же проблеме посвящен и эксперимент Милгрэма, в котором испытуемые пытают подопытного под влиянием указаний авторитетного экспериментатора. Эти опыты стали актуальны после потрясения от известий о поведении надсмотрщиков в фашистских лагерях смерти. Исследователи пришли к выводу, что в определенных условиях обычному человеку свойственно отказываться от своих прежних представлений о морали и этике. Немцы, чьи прекрасные качества, такие как аккуратность, решительность, сила воли, дисциплина, известны во всем мире, поддались дурному влиянию своих лидеров, сыгравших на их комплексах и уязвленной гордости после позорного поражения в Первой мировой войне. Им захотелось не просто спокойно и планомерно наладить свою жизнь, а отыграться полностью, поставив прежних победителей в положение рабов. И “Германия прыгнула через бездну”.

Архетип ДЬЯВОЛА – противник, антагонист. Негативное мышление. Тщеславие, эгоизм.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − один =

Прокрутить вверх
На платформе MonsterInsights