Гертруда Джекилл

jekil-gertrudaДолгая жизнь и талант ландшафтного дизайнера Гертруды Джекилл — яркий пример, как женщина смогла найти свой путь не будучи в браке. И это в консервативном обществе 19 века!

Мы, женщины, так сильно боимся одиночества, потому что имеем перед глазами примеры несчастных одиноких женщин, но совершенно не знаем других. Очень мало, что можно рассказать про женскую самореализацию вне семьи — и это печально. Во-первых, потому что женщины прекрасно могут найти свое призвание вне брака, а, во-вторых, потому что примеров на самом деле немало, просто мы о них не знаем. Предпочитаем сосредотачиваться на «пугалках», чем на чем-то положительном. Боимся быть личностью.

У меня уже был рассказ про долгую и счастливую жизнь женщины вне семьи — про писательницу, художника и «волшебницу» Ташу Тудор. И эта история вам очень понравилась — кто-то даже написал, что мечтает так жить. Но все равно не хватает смелости прожить жизнь в соответствии с мечтой — лучше мучиться, зато как у всех.

Сегодня хочу рассказать вам еще про одну такую абсолютно самодостаточную и счастливую женщину — Гертруду Джекилл. Она прожила почти 90 лет и до последнего занималась любимым делом. Ее считают основоположником теории английского сада и ландшафтного дизайна — хотя все это и существовало до нее, но именно Джекилл придала им систему и индивидуальность, создала мощную теоретическую базу для садового дизайна и превратила его в настоящее искусство. Ее даже прозвали «матушка всех луковиц» за большую любовь к луковичным цветам, особенно нарциссам, без которых не обходился почти ни один ее проект.

Гертруда Джекилл родилась в 1843 г. в семье капитана Джозефа Джекилла и Джулии Хэммерсли и была 5-м из 7 детей. С детства она увлекалась живописью и вышиванием и вскоре стала известным в своих кругах художником. К сожалению, у нее рано начались проблемы со зрением и чтобы не потерять его окончательно, врач посоветовал ей найти себе другие занятия. Считается, что после этого Гертруда увлеклась садоводством, хотя на самом деле это было ее третьим хобби. Примерно тогда же умер ее отец и Гертруде пришлось забыть о блестящей карьере в Париже и начать заботиться о престарелой матери. Довольно быстро Гертруде Джекилл удалось добиться успеха как ландшафтный дизайнер — отчасти благодаря своей предыдущей деятельности в качестве художника. Ее сады выполнены с тонким вкусом человека, привыкшего работать с цветом, композицией, светом и тенью. Многие отмечают сходство садов Гертруды Джекилл с мазками на ее картинах. На ее теорию цвета в саду оказали влияние не садоводы, а художники. В частности, Уильям Тернер. Живопись всегда оставалась с нею — просто вместо картин стали появляться акварельные схемы посадок и планы садов.

У Джекилл была команда из 5 садовников, к тому же ей активно помогал ее брат Герберт. Но и сама она любила не только руководить проектом, но и работать в саду — куда убегала сразу как только начинался световой день. По этой причине художник Уильям Николсон так и не сумел написать портрет Гертруды — но зато нарисовал ее знаменитые рабочие башмаки, прославившись этой картиной на весь мир. Биограф Николсона М. Стин писала: «старые армейские башмаки, в которых она ступала по своим садам, были наделены в такой огромной степени ее характером, что, казалось, они живут своей жизнью.»

Различают 2 классических вида садов — регулярный и пейзажный. По другому их еще называют французский сад и английский сад. Для французского сада характерна строгая геометрия, расположение на открытой местности одного уровня, четкий подбор растений. Английский сад — полная противоположность. Его основная цель — создать впечатление, что все растет стихийно. Но при этом сад выглядит аккуратно, естественно, гармонично сочетая разные виды растений, а также особенности света и тени. Разумеется, на самом деле это достигается за счет тщательной работы садовника и дизайнера. Гертруда Джекилл довела идею английского сада до совершенства. Только в период после Первой мировой войны она спроектировала 120 садов и написала 550 статей. Одной из ее идей было создание «сада сезонов», в котором, благодаря правильному подбору, растения цвели круглый год.

Джекилл активно сотрудничала с архитектором Эдвином Лютиенсом, при этом они долгое время не могли договориться, кто должен проектировать сад — архитектор или садовод. В итоге они занимались этим вместе — поэтому сады Гертруды Джекилл такие удивительные — в них есть явные архитектурные черты. Каналы, каменные кладки, стены, разграничивающие части сада. По просьбе Джекилл Лютиенс спроектировал и ее собственный дом, который она просила сделать похожим на женский монастырь, так, чтобы выглядел, словно построен «старыми людьми из старых материалов, неторопливо, размеренно».

Гертруда Джекилл умерла в 1943 году в возрасте 89 лет, работая над своими проектами почти до последнего дня. У нее не было семьи, зато было любимое дело, которое позволило развить ее таланты и сделать всемирно известной, была дружба со многими выдающимися людьми своего времени и счастливая долгая жизнь.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

11 − 6 =

Яндекс.Метрика