Мужские архетипы. Божественный младенец.

Классификаций существует много, но я буду придерживаться наиболее правильного с точки зрения психологии деления на 4 архетипа: Король, Маг, Воин и Любовник. Но прежде чем перейти непосредственно к описанию каждого из них, хочу сказать, что эти архетипы относятся именно к зрелому мужчине. Не в плане возраста, а в плане психологической зрелости. Очень часто бывает, что женщина начинает встречаться с мужчиной, строить отношения, выходит замуж, а потом вдруг обнаруживает в нем непривычное и неожиданное поведение — безответственность, лень, нежелание и неумение обеспечивать семью, зависимость от матери и т.д. Это значит, что данный человек не перерос из стадии психологии мальчика в психологию взрослого мужчины. В посте «Куда делись настоящие мужчины?» я рассказывала о том, почему это происходит и что с этим делать. Сейчас — прежде чем рассказывать о взрослых архетипах — придется сначала рассказать об архетипах «мальчика».

У каждого из четырех архетипов взрослого мужчины есть светлая и теневая сторона, а также активный и пассивный полюс. То же самое есть и в архетипах незрелого мужчины. Вот эти архетипы: Божественный младенец, Герой, Одаренный ребенок и Эдипов сын. Активным полюсом Божественного младенца является Ребенок-тиран, пассивным — Слабовольный принц. У остальных: Хулиган-выскочка и Трус — у Героя, Трикстер-всезнайка и Балбес — у Одаренного ребенка, Маменькин сынок и Мечтатель — у Эдипова сына.

Начнем с Божественного младенца, т.к. он является наипервейшей из энергий незрелого мужчины. Как понятно, из названия, Божественный младенец — это герой огромного количества народных мифов. Наиболее известным, конечно, является младенец Иисус. Он занимает центральное место во Вселенной, он сын Бога, он велик и всемогущ. И вместе с тем он беспомощен, с самого детства ему приходится спасать свою жизнь, начиная от преследований царя Ирода и заканчивая казнью на Голгофе. Все мы рождаемся с энергией Божественного младенца, которая изначально встроена и запрограммирована в каждом из нас. И это нормально. Ненормальным это становится, когда мы не развиваемся дальше. Фрейд называл такую энергию «Оно», придавая ему такие характеристики как примитивные и инфантильные влечения, периодически аморальные, полные богоподобных претензий. То есть все в его природе подчинено только удовлетворению бесконечных нужд внутреннего ребенка. У людей, одержимых этой инфантильной манией величия наблюдается склонность к нарциссизму, к тому, чтобы и во взрослой жизни все вертелось вокруг них. Мужчина во власти этого архетипа предпочтет купить дорогую машину на последние деньги, чем подумать, что будет есть его ребенок. Его увлечения и внешние атрибуты роскошной жизни всегда будут важнее семьи. Женщине в такой семье выпадет трудная доля обеспечивать себя, потомство и капризы мужа. Божественный младенец может только царствовать. Он ожидает удовлетворения всех своих нужд за счет окружающих, сам при этом прикладывая минимальные усилия или не прикладывая вовсе. С такого мужчины достаточно того, что он работает за скромную зарплату и приходит домой в 4 часа. При этом жена должна обеспечить ему максимальный комфорт — уборка, обед, выглаженное белье, а также полностью взять на себя заботу о ребенке и полноценно работать, чтобы хватало средств для комфортного существования.

Божественный младенец, если он не подчиняет себе полностью жизнь человека и позволяет ему развиваться дальше в направлении зрелого архетипа, несет в себе и положительные моменты — это жизнерадостный, немного озорной ребенок, присутствующий в нашей душе и позволяющей нам иногда испытывать совершенно детскую искреннюю радость. Позволяет оставаться молодым в душе. Когда же он доминирует, то направление нашей энергии уходит в тупиковое направление, которое приводит к теневым сторонам Божественного младенца — Ребенку-тирану и Слабовольному принцу.

Доминирующего Ребенка-тирана мы можем встретить у директоров, не желающих слушать жалобы и советы своих подчиненных. У боссов, терпящих только подхалимов. У важных пожилых мужчин, считающих, что возраст — это достаточное основание, чтобы быть авторитетом в глазах всех остальных. У непризнанного гения, который и палец о палец не ударит, чтобы что-то изменить в своей жизни и требующего у окружающих поклонения своей гениальности. Это завышенное самомнение и высокомерие древние греки называли «гибрис» — гипертрофированное самолюбие. И считали, что на смену ему всегда приходит «немезис» — наказание. Отсюда мифы об Икаре, желающего долететь до солнца и упавшего в море, о Тантале, любимце богов, наказанном за свою дерзость вечными мучениями в подземном царстве. В реальной жизни во время не остановленный «гибрис» может довести до появления злостного социопата, типа Гитлера, Сталина или Нерона. То есть до директоров, предпочитающих крах и разорение своих компаний, чем усмирение своего самомнения и привычного комфорта. «Немезисом» для них станет растущее внутреннее напряжение, которое рано или поздно приведет к серьезной болезни и даже смерти.

Ребенок-тиран — активный полюс теневой стороны Божественного младенца. Его пассивным полюсом является Слабовольный принц. Это бледная личность, с минимальным запасом жизненных сил. Он грустный и мечтательный, плохо успевает в школе и имеет мало друзей. Он хрупкое, изнеженное создание, с которого
надо сдувать пылинки и угождать малейшей прихоти из страха, что он «сломается». Такой мальчик или взрослый мужчина с этим типом энергии всю жизнь вертит родителями, женой и всеми окружающими. Если у него есть братья или сестры, он исподтишка унижает их и выставляет в невыгодном свете перед родителями, чтобы только его считали самым лучшим и достойным любви. Если же вдруг виноваты окажутся все, то накажут всех остальных, а его простят и будут оправдывать его проступки всеми возможным способами. Родители в таком случае будут винить себя абсолютно во всем, в чем на самом деле окажется виноват их эгоистичный и избалованный сын, чем только усугубят ситуацию. Если у Слабовольного принца будет своя семья, то жене придется сдувать с него пылинки, работать за двоих, лишь бы не нарушить его хрупкое душевное равновесие. Дети будут далеко на втором плане, потому что в центре внимания должен быть их отец.

На самом деле Божественный младенец в той или иной степени присутствует в каждом из нас, также как и его теневые аспекты. И это нормально, если уметь контролировать его и правильно устанавливать с ним связь. Нет ничего плохого в том, чтобы взрослый серьезный человек, обладающий должностью и статусом, позволяет себе иногда быть расслабленным и веселым, как ребенок. В том, что обращается к своему чистому внутреннему потенциалу и использует детскую непосредственность для новых идей и творчества. Но нужно понимать, что с внешним взрослением должно происходить и внутреннее.

 

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 × 4 =

Яндекс.Метрика