Мужские архетипы. Одаренный ребенок

Напомню, что мы пока говорим о психологии мальчика или незрелого мужчины. Очень важно разобрать психологию мужчины-«мальчика», потому что далеко не каждый мужчина дорастает до зрелого мышления, из-за чего мы совершаем много ошибок, пытаясь соотнести его с определенным архетипом. В прошлом посте я рассказывала про архетип Божественного младенца. При нормальном психическом развитии этот архетип в зрелости перерождается (переходит, трансформируется) в архетип Короля. Архетип Одаренного ребенка в свою очередь развивается в архетип Мага. Если этого не происходит, то изначальный положительный потенциал Одаренного ребенка развивается в тупиковом направлении. Теневыми аспектами этого архетипа являются Трикстер-всезнайка и Балбес.

Одаренный ребенок — это источник нашей любознательности и тяги к знаниям. В детстве такой ребенок всегда опережает сверстников. Когда другие довольствуются школьной программой или ходят на «кружки», навязываемые родителями, Одаренный ребенок сам стремиться узнать новое и сверх получаемых знаний. Он любит читать, изучать окружающий мир, интересуется историей, археологией, физикой. Ему интересно все, начиная с подробного и научного ответа на вопрос «Почему небо голубое?» и заканчивая «Кто открыл Америку?» Обычно он отличник или хороший ученик. Раньше других начинает читать и писать и многое уже умеет до начала школьного обучения. Ему интересно учиться, он любознателен, участвует в разных школьных конкурсах. Часто имеет несколько талантов или увлечений, и все делает мастерски. Одаренный ребенок — прообраз так называемого вундеркинда. В общении со сверстниками он может быть замкнутым и отстраненным. Но не потому что он интроверт или его напрягает их общество. Просто ему вполне интересно и наедине с собой. Если одноклассники попросят его помочь с домашним заданием или спросят совета — он охотно откликнется. В интересующих его темах он очень общителен и открыт. Когда такой ребенок вырастает он становится ученым, исследователем или человеком искусства. Но если физическое развитие не сопровождается психическим развитием, то ничего не выйдет и все его таланты останутся в детском возрасте.

Активным теневым аспектом Одаренного ребенка является Трикстер-всезнайка. Этот архетип может присутствовать у мужчины и в детском, и во взрослом возрасте. В школе такой ребенок постоянно пытается быть в центре внимания. На уроках он все время тянет руку, при этом не обязательно знает ответ — ему важно, чтобы другие считали его умным. Во взрослой жизни он создает иллюзию всезнайства. И действительно обладает кое-какими знаниями, но они все поверхностны и часто ошибочны или приблизительны. Но человеку важно, чтобы другие думали, что он гуру во всех вопросах. Довольно часто поначалу ему это удается. Но помимо всезнайства эта энергия еще несет в себе и элемент насмешки, цинизма, издевки над другими. Поэтому в составе этого архетипа помимо всезнайства есть элемент трикстера, злобного шутника, язвительного и надменного человека. Он все время треплет языком, высмеивая окружающих и одновременно подчеркивая свою значимость. Все дураки — один он Эйнштейн. Если кто-то спрашивает его мнения или просит рассказать о чем-то, он ядовито восклицает «Эх ты, серость! Что ты знаешь кроме своих …. (дальше подставьте любой вариант — бумажек, машин, побрякушек и т.п.)» Таким образом он наживает себе массу врагов еще с детского возраста, его мало кто любит и почти никто не уважает. Он пускает пыль в глаза. Занимая не самую высокую должность, окружают себя атрибутами хозяина жизни — дорогим автомобилем (купленным в долгий кредит), щегольской одеждой. У него высокомерные манеры «Я слишком занят важными делами, не отвлекайте меня по пустякам, поговорим позже, запишитесь через секретаря». Но у Трикстера-всезнайки есть свой положительный момент. Он не стесняется говорить не только обидные и задевающие вещи, но и рубить правду-матку в лицо, когда другие бояться это делать. В этом случае он выступает обличителем и борцом за права, свои и окружающих. Здесь его можно сравнить с шутом при королевском дворе (трикстер=шут) — кому единственному дозволялось говорить все, что он думает. Шутами при этом почти всегда были остроумные и неглупые люди. Его поведение возвращает окружающих к действительности — не задавайтесь, все мы в итоге просто люди, что уборщица, что директор компании. У Трикстера, как и у теневых аспектов Божественного младенца (предыдущего
архетипа) есть свои «гибрис» и «немезис» (самомнение и наказание за него). «Гибрис» раздувает его эго до небес. Например, человек едет на важную встречу, которая должна, согласно его ожиданиям, закончится триумфом. Но у него ломается машина или рвется дорогой костюм. Это «немезис», злая шутка его внутреннего трикстера. Или обманывает других, «кидает» на деньги, а в итоге сам окажется в глубоком финансовом кризисе.

Трикстер-всезнайка даже при положительных аспектах все равно остается незрелой энергией, и об этом надо помнить. Это не очень счастливый человек, часто им движет зависть к окружающим — отсюда именно такая острая реакция, заполняющая его внутреннюю пустоту от отсутствия авторитета и жизненной стабильности.

Пассивным теневым аспектом Одаренного ребенка является Балбес. Он противоположен всезнайке и шутнику. Как и Слабовольный принц, Балбес вял и пассивен, у него мало жизненной энергии. В отличие от Трикстера-всезнайки он иногда не в состоянии выучить элементарных вещей. Не понимает шутки своих сверстников, заторможен и молчалив. Он может быть даже физически не развит и рассеян. Нерасторопен и неуклюж. Все роняет, плохо учится, многое делает хуже остальных. Позже остальных узнает о сексе и начинает отношения. Но такое поведение не обязательно говорит об отсталости. Балбес может быть просто сильно замкнут в себе, но внутри у него вполне может быть мания величия. Он слишком раним, поэтому предпочитает казаться дурачком, чтобы не пускать других в свой внутренний мир.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

13 − пять =

Яндекс.Метрика