Тайные знаки в автопортретах Дюрера

durer-taynie-znakiКакие тайные знаки присутствуют в автопортретах Дюрера и что они означают? Великий немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528) был одним из самых ярких представителей западноевропейского Возрождения. Он являлся новатором во множестве областей — таких как, например, ксилография и графика. Также он был одним из первых (если не первым), кто начал писать свои автопортреты. Всего их насчитывают около 13, но самых известных — четыре. Выразил ли в них художник свое тщеславие или в них есть скрытые послания?

Первый автопортрет Дюрер создал в возрасте 13 лет, в 1484 году. Что интересно, он не имел ни малейшего представления о технике и способах его исполнения — т.к., повторюсь, в то время автопортреты художники не делали. Дюрер стал первопроходцем, нарисовав себя с помощью серебряного карандаша и ориентируясь на отражение в зеркале.

 (491x698, 39Kb)

Следующий автопортет Дюрер написал в 1493 году в возрасте 22-х лет. Его еще называют «Автопортрет с остролистом (чертополохом)». Он примечателен тем, что это был предсвадебный портрет, который художник отправил своей невесте Агнес Фрай. Молодые люди никогда не видели друг друга — о браке договаривались родители, и Дюрер захотел, чтобы Агнес узнала, как он выглядит.

Как было свойственно многим живописным произведениям средневековья, портрет хранит множество тайных знаков. Например, колючее растение в руках художника — это символ тернового венца Иисуса. В Германии и некоторых других немецкоговорящих странах он также считается символом мужской верности. Таким образом Дюрер давал понять невесте, что готов быть верным мужем. Надпись на темном фоне гласит «My sach die gat / Als es oben schtat»  — «Мои дела определяются свыше». Исследователи расценивают это как знак покорности родительской воле. А вот костюм художника говорит о том, что несмотря на послушание, он будет идти своим собственным путем.

 (534x699, 42Kb)

В общем-то, брак так и сложился. Супруги прожили вместе много лет, но их союз был бездетным и не особо счастливым. Хотя мы можем судить об этом только с позиции наших взглядов. Психология средневекового человека была иная, и моменты, где мы видим признаки холодности или отчуждения, люди того времени считали нормальными. Тем более, что на протяжении брака Дюрер создал несколько портретов жены — возможно, это и не говорит о силе чувств, но едва ли о чем-то плохом..

Следующий автопортрет был написал художником в 26 лет. Он называется «Дюрер Великолепный». К этому возрасту он успел прославиться, разбогатеть и стать о себе довольно высокого мнения. Его одежда — это не традиционная одежда ремесленников, которыми тогда считали художников. Это богатый наряд с элементами роскоши — то, что могла позволить себе только знать. Шелковая рубашка с золотым шитьем, перчатки тонкой выделки, щегольская шапочка. Скорее всего, человек его положения вообще не имел права носить такие вещи. И здесь Дюрер бросает определенный вызов — он показывает, что художник больше не ремесленник, а «божий избранник».

 (550x698, 68Kb)

Возможно, самый известный автопортрет Альбехт Дюрер создал в 28 лет. Самый скандальный уж точно. Когда отец художника, уже из-за возраста имевший проблемы со зрением, увидел его, то решил, что на нем изображен Христос и только потом понял, что это портрет его сына. Ошибиться было не так уж сложно. В анфас рисовали действительно только Иисуса — простых смертных, в том числе и богатых заказчиков максимум в три четверти оборота. Дюрер нарушил каноны и, вероятно, выразил в автопортрете и все свое тщеславие, осмелившись изобразить себя не только в таких традициях, но и внешне похожим на Христа.