Поговорим сегодня о прощении обид и проступков. Что правильнее и полезнее для души — отомстить и простить или простить и отпустить?
Все знают выражение про подставь другую щеку. «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к
Когда мы сталкиваемся с обидной ситуацией — нас кто-то оскорбил, унизил, обманул доверие или того хуже — внутри нас остается чувство глубокого душевного дискомфорта. Раздрая. И даже не всегда важно, насколько человек был нам дорог. Мы прокручиваем эту ситуацию в уме раз за разом и легче не становится.
Что обычно советуют в таких случаях? Простить и отпустить с миром, мол, жизнь его еще сама покарает. Можно я на этот раз не буду выступать как психолог, а выскажусь чисто по-человечески? На личном опыте проверено, что если можно преодолеть себя и отпустить обиду — это первый шаг на пути исцеления. Но ситуации бывают разные. Если бы спросили моего совета — что делать с обидчиком? — я бы предложила следующий алгоритм:
1.Простить — если простить можно.
2.Попробовать простить — в зависимости от степени обиды, сделать это бывает не так просто.
3. Если простить никак не получается, то тут только 2 выхода:
а) если проблема объективно не слишком серьезная и большей частью «дорисована» вашим воображением, то лучше поговорить с психологом
б) если обида объективно вовсе не вами придумана, а на самом деле имела место подлость, явное оскорбление, унижение и пр. и простить вы никак не можете, хотя честно пробовали — то и не надо. Нет ничего хуже, когда вы насилуете свою волю в угоду каким-то правилам.
Расскажу одну историю. Женщина узнала об измене мужа. Ей на тот момент было 43 года, двое детей — один не очень здоров. В свое время, когда стал вопрос о возможном прерывании беременности, муж бил себя в грудь, говоря — «мы поднимем, я буду работать, ты заниматься детьми, не такая уж тяжелая болезнь, вытащим». В итоге женщина оставила работу и посвятила себя ребенку. И тут она узнает, что муж уже 2 года имеет постоянную любовницу — бурная переписка, признания, подарки, какие-то планы на будущее и т.д. Плюс она еще и замужем. В общем классика. Развестись? Работы у нее нет — оставила по настоянию мужа вместе с больным ребенком, опыта и стажа нет, даже если и возьмут, то на мизерную зарплату, а алименты кот наплакал. Значит — терпеть и делать вид, что все хорошо. Какое-то время она так и делала. Пыталась, но не особо получалось. В итоге праведный гнев взял свое. Она нашла в соцсетях мужа любовницы — слила ему всю переписку, нашла друзей и родственников этой дамы — им тоже в подробностях рассказала, добавив все, что она думает о моральном облике женщины, не только изменяющей собственному мужу, но и вторгшейся в семью с больным ребенком. А в довершение прямо на стене страницы этой женщины написала то же самое — в сдержанном тоне, но со всеми подробностями. В итоге муж любовницы подал на развод, репутация ее вроде тоже пострадала. С собственным мужем женщине тоже пришлось развестись. Зато — как она сама пишет — ни о чем не жалеет и чувствует себя гораздо лучше.
Была она права? Возможно — нет. Ведь она вынесла сор из собственной избы. С другой стороны, молчать и гробить свою психику ее не устраивало.
Когда мы рассуждаем о прощении, то забываем — считаем относящимися к другой сфере — поступки, которые в принципе прощать нельзя. У каждого человека свои грани дозволенного. К тому же есть просто вещи сродни уголовным. Можем ли мы простить преступника, даже если правосудие покарало его? Это сложный вопрос.
Мы сейчас живем в обществе либо атеистическом, либо с христианским мировоззрением. Но стоит помнить, что христианство существует чуть больше 2 тысяч лет. Тогда как самому человечеству 5 миллионов лет, а Хомо Сапиенсу 40 тысяч. В первобытных и древних обществах правосудие было построено по принципу талиона — или «око за око», если угодно. С современной точки зрения оно немного абсурдно — если тебе выбили зуб, выбей его обидчику тоже, но именно так, а не раскроши в мясо. Примерно в это же время появилась кровная месть. Чуть позже — возможность материального откупа за преступление. Христианство — официально — положило этому конец. При этом спокойно оставив уничтожение «неверных», преследование инакомыслящих, а инквизиция, очевидно, была просто образцом милосердия. На самом деле за христианской моралью стоял обычный практический подход — обуздать дикие племена, пока они друг друга не переубивали. К тому же Церковь всегда была органом управления — а управлять можно только организованным обществом, с едиными законами, вершащимися судом, а не соседской «сходкой». Вот и весь сказ. Примерно по тому же принципу много позже — в 16-17 веках — были запрещены дуэли. То есть еще даже 300 лет назад психология общества так и не перестроилась — с первобытной жажды пустить кровь обидчику — на христианский манер.
Что же тогда хотеть от нас — чтобы мы за такой короткий срок эволюционировали?
Возвращаясь в началу поста. Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус в Нагорной проповеди. Более полный вариант звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
Но остается вопрос — КАК? Как можно ударить по правой щеке, не будучи левшой? Можно. Только это будет не полноценный удар — а легкая пощечина тыльной стороной ладони. То есть не физическое насилие — а оскорбительный жест. Не больно, но обидно. Древними израилитянами он рассматривался как высшая форма бесчестия и оскорбления. И все «прошаренные» церковники, повторяя слова Христа, прекрасно об этом знали, оправдывая таким образом кровавые крестовые походы и уничтожение противников веры. Весь Иисус говорил лишь о прощении оскорбления, а не о запрете убийства.
Поэтому сейчас, рассуждая о том, что простить — гораздо более полезно для нашего психического здоровья, не стоит забывать, что все индивидуально. Кому-как. Нет ничего хуже убедить человека в своих идеях и не понять, что он соглашается лишь на словах. Потом замкнется в себе, будет «прорабатывать» обиду. Не отомстит. Но нужно помнить — нерелизованная месть не равна прощению. И если человек внешне кажется спокойным, но жажда отомстить обидчику никуда не ушла, его внутренний мир не изменился и не исторг обиду. Во что она выльется потом — одному Богу известно.