Женские архетипы. Деметра.

Следующий архетип «уязвимых богинь» (семейных женщин) — Деметра.

Деметра — двоякий образ и имеет очень выраженную полярность. Либо это глубоко несчастные женщины, либо, наоборот, живущие полной жизнью. Золотая середина встречается реже. Начну с «минуса». Деметра — это архетип женщины-матери, противоположный Гере, женщине-жене. Дети для нее являются главным (а зачастую и единственным смыслом жизни). При таком раскладе женщина-Деметра обречена на внутреннее одиночество и несчастливую старость. Из таких женщин получаются сварливые свекрови, не желающие делить выросших сыновей с невестками и считающими, что мать превыше всего. Или печальные тещи, впадающие в депрессию после того, как дочь покидает их дом вслед за мужем. Своей жизни у них нет, т.к. они привыкли все отдавать детям и жить только ради них, не думая, что ребенок только до поры до времени разделяет жизнь с родителями, а потом становится самостоятельной личностью и заводит собственную семью. Такие матери могут постоянно наведываться в квартиру детей без предупреждения, вмешиваться в их быт, жаловаться, что про них совсем забыли, не дают участвовать в воспитании внуков, плачут в телефон о своем одиночестве и не считают неправильным жить вместе с семьей своего сына или дочери раньше, чем им потребуется их уход и присмотр.

Такой образ женщины-Деметры происходит из античного мифа о старшей сестре и возлюбленной Зевса и их общей дочери Персефоне. Деметра не является архетипом чувственной женщины или страстной любовницы, в отличие от Геры или Афродиты. Зевс был ее единственной любовью, от которой она легко отступилась, сосредоточив все свою внимание и любовь на дочери. Помимо Зевса мифология называет всего двух любовников Деметры — это некий Исион, от которого она родила сыновей Плутоса и Филомела, и ее другой брат Посейдон — отец Арийона (то ли кентавра, то ли вообще дикого коня) и нимфы Деспины. Посейдон долго добивался внимания влюбленной в Зевса Деметры и сумел заполучить ее только после того, как в отчаяньи от пропажи Персефоны Деметра превратилась в кобылицу и укрылась в табуне лошадей царя Аркадии. Посейдон также принял облик коня и взял Деметру насильно. Поэтому их сын Арийон обычно также изображается в виде коня.

Персефона — любимая дочь Деметры. Она имела те же функции богини плодородия и была помощницей матери в их выполнении. После того, как Персефона была похищена своим дядей Аидом, взявшим ее в жены и утащившим в подземное царство, Деметра впала в отчаянье. Бросив все, она скиталась по земле в поисках пропавшей дочери. Как мы все читали в детстве у Куна в «Легендах и мифах Древней Греции» — «Она покинула богов, покинула светлый Олимп, приняла вид простой смертной и, облекшись в темные одежды, долго блуждала между смертными, проливая горькие слезы. Всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла; цветы опустили своипестрые венчики и засохли. Не было плодов в садах, засохли зеленые виноградники, не зрели в них тяжелые сочные грозди. Прежде плодородные нивы были пусты, ни былинки не росло на них. Замерла жизнь на земле. Голод царил всюду: всюду слышались плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но ничего не видела, не слышала Деметра, погруженная в печаль по нежно любимой дочери. Наконец Деметра пришла к городу Элевсину. Там, у городских стен, села в тени оливы на «камень скорби» у самого «колодца дев». Недвижима сидела Деметра, подобная изваянию. Прямыми складками спадала до самой земли ее темная одежда. Голова ее была опущена, а из глаз одна за другой катились слезы и падали ей на грудь. Долго сидела так Деметра, одна, неутешная».

Как мы видим из мифа, Деметра представляет собой «архетипичную» скорбь матери, чья дочь покинула отчий дом, когда стала взрослой и вышла замуж. Отчаянье матери настолько велико, что она забывает про то, что у нее была и своя собственная жизнь и обязанности — как и Деметра забывает про свои функции богини плодородия, отвечающие за рост и урожай. Такая участь ждет всех женщин, слишком сосредоточенных на детях и не имеющих своей жизни и интересов. Ее дети — это ее продолжение, она вкладывает в них всю себя, иногда отождествляя себя с ребенком, становясь с ним одним целым.

По Юнгу богиня плодородия, богиня-мать Деметра была одним из олицетворений архетипа Великой Матери, ужасной как в своей щедрости, так и в своей смертоносности. У первых классиков символического (юнгианского) психоанализа, Великая Богиня — это та сила, которая затягивает зарождающееся или юное Эго-сознание мужчины обратно, в свое гибельное лоно, к смерти. Это владычица инстинктов и желаний, в противоположность сознанию, Эроса — в противоположность Логосу. Мужчина для нее лишь средство обрести материнство.

Теперь перейдем к положительным качествам женщин этого архетипа. Самой яркой представительницей является мать Тереза. При том, что она никогда не состояла в браке и не имела собственных детей. «Светлой стороной» Деметры является архетип всеобъемлющей заботы и постоянного тепла. Он осуществляется через постоянную заботу о близких людях. Строя отношения с людьми, Деметра становится им матерью, и стремится поддержать каждого, альтруистичная, преданная людям и убеждениям до упрямства. Деметра не стремится к статусу в обществе или независимости, самое важное для нее — это создание дружной семьи и близких эмоциональных отношений. В положительном качестве этого архетипа образ Великой Матери раскрывается в качестве матери для всех людей, самопожертвовании, заботе, открытости, искренности в отношениях, уюте и тепле, которые такая женщина дарит всем вокруг себя. У нее дома всегда хорошо, спокойно и комфортно — это настоящее убежище для страдающих душ. Она всегда пожалеет, поддержит, выслушает, поможет советом. Такая женщина не останется одна даже с уходом детей или вообще при их отсутствием. Все люди ее дети, всех она любит и приветливо встречает в своем доме, двери которого всегда открыты, и готовая отдать последнее.

В современной жизни Деметра не стремиться к карьере. Обычно она или домохозяйка, или работает в сфере, связанной с помощью или заботе о людях — учитель, врач, работник благотворительной организации, воспитательница. С мужчинами она редко бывает близка — обычно выходит замуж один раз и навсегда, а если случается развод, то сосредотачивает все внимание на детях, редко вступая в повторный брак. С женщинами у нее отношения более теплые — так как Деметра видит в них соратниц в деле материнства или заботе о людях.