Ночная кобыла

nochnaya-kobilaОдним из воплощений Гекаты является кобылица, ночная кобыла. В прошлой статье про архетип Гекаты многие узнали себя, для них рассказ о ней был ответом на многие вопросы. Так и должно быть — ведь этот архетип в той или иной степени есть в каждой из нас. Но некоторые не увидели в нем себя. Возможно, нынешняя статья им поможет.

Все, кто более менее знает английский язык, в курсе, что выражение «ночной кошмар» переводится как Nightmare. Night — это понятно, «ночь». А Mare? На английском это слово значит «кобыла». Почему??.. Ниже я объясню, а пока давайте рассмотрим слово Mare более пристально. Еще одно его значение — «злой дух». В скандинавской и славянской мифологии «Мара» — демон, призрак, привидение. В Европе — демон, садящийся ночью на грудь и вызывающий кошмарные видения. Например, одним из симптомов такого явления, как сонный паралич, является сдавленность в груди, боль и затрудненное дыхание. В западно-славянской и несколько реже в восточно-славянской мифологии есть такой персонаж как Марена — богиня смерти. Вспомним русскую сказку про Марью Маревну, от которой полегло целое войско. Некоторые исследователи связывают имя Марены с римским Марсом — богом войны и смерти. Сами  слова mort, morte, muerte — «смерть» во французском итальянском и испанском языках. В славянском ему соответствует «мор» — моровое поветрие, моровая язва. В норвежском языке слово mareritt означает «ночной кошмар» и одновременно .. едущий на кобыле.

Так почему кобыла? Слово mare — «кобыла», также означает и «девушка» на древнеанглийском языке. Получается интересная цепочка: ночная кобыла — ночной кошмар, злой дух — девушка. У всех этих слов общие корни. Возможно, женское начало, женственность — более сильные вещи, чем просто покорность, принадлежность мужчине и растворение в семье? Может быть, изначально женщина была равна мужчине или даже сильнее, заставляя последнего склоняться перед своей женской силой и даже жестокостью. Может быть, мужчина покорялся женщине, а не женщина мужчине? Даже если это не распутная женщина, а женщина-мать.

Давайте заглянем в древние мифы. Ночная Кобылица — была священным животным Богини-Матери. Она одновременно воплощала в себе страстную любовь и жестокую кару. Помните поговорку о том, что Эрос и Танатос всегда ходят рядом? В античности существовал культ Богини, которой прислуживали 2 касты жриц — дневные и ночные. Дневные носили красные одежды и вплетали себе в волосы рыжие конские волосы, ночные — носили черные одежды и вплетали черные конские волосы. Ночных жриц называли ламии. Они послужили прообразами более поздних легенд о вампирах. Дневные и ночные жрицы носили одежды, сплетенные из конских волос. Обычно среди них были самые красивые и искусные в любви женщины. Любой мужчина желал таких женщин, но, чтобы заполучить жрицу, мужчина должен был разорвать на ней одежды — а конский волос очень прочный. Только в порыве сильного желания мужчина мог с ним справиться. Часто его руки были изранены до крови. Если у мужчины не хватало сил, остальные жрицы хватали его и кастрировали на алтаре богини. Он становился рабом жриц. Остаться в живых и на свободе у мужчины был шанс только с дневной жрицей. Ночная жрица — ламия — убивала его сразу после того, как дарила свой поцелуй. Ламия и есть Ночная Кобыла.

У группы «Мельница» в песне «Ночная Кобыла» присутствуют строки:

«Над жребием сильных, над ДРЕВНЕЙ СТРАСТЬЮ
Нет — нет — нет — он был не властен.
Река забыла, луна простила
Кого сгубила ночная кобыла.

Искал кобылу, нашел кобылу,
Как ночь сулила, весна молила.
Пружинил силы сквозь мрак ревнивый,
СВЯЗАЛ КОБЫЛУ ЕЕ ЖЕ ГРИВОЙ.»

Английский романист, поэт и исследователь Роберт Грейвс в своей книге «Белая Богиня» пишет: «Богиня – пленительная, стройная женщина; у нее нос с горбинкой, мертвенно-бледное лицо, алые, словно ягоды рябины, уста, необычайной голубизны глаза и длинные белокурые волосы. Она может внезапно превращаться в свинью, КОБЫЛУ, собаку, лису, ослицу, ласку, змею, сову, волчицу, тигрицу, русалку или отвратительную ведьму. Ее имена и эпитеты неисчислимы. В историях о привидениях она обычно предстает в облике белой дамы, а в древних религиях, от Британских островов до Кавказа, почитается как Белая богиня. Не могу вспомнить ни одного настоящего поэта, от Гомера до наших дней, который бы по своей собственной воле не отдал ей дань. Можно предположить, что поэтическое видение проходит некую проверку на прочность, когда поэт пытается максимально точно изобразить Белую богиню и остров, над коим она царит. Когда творишь или читаешь истинную поэзию, волосы шевелятся, глаза наполняются слезами, в горле чувствуется ком, кожа покрывается мурашками, вдоль спины пробегает дрожь, и происходит это потому, что истинная поэзия не может обойтись без заклинания БЕЛОЙ БОГИНИ, ИЛИ МУЗЫ, ИЛИ МАТЕРИ ВСЕГО СУЩЕГО, ДРЕВНЕЙ ВЛАСТИТЕЛЬНИЦЫ НАСЛАЖДЕНИЯ И УЖАСА – паучихи или пчелиной матки, королевы улья, объятия которых несут смерть…НОЧНАЯ КОБЫЛА – одна из жестоких ипостасей Белой богини. Ее гнезда, иногда являющиеся нам в кошмарах, таятся в расщелинах утесов и на ветвях гигантских дуплистых тисов, они свиты из тщательно подобранных веток, выложены белым конским волосом и перьями птиц, которым молва приписывает пророческий дар, в них копится сор – челюсти и внутренности поэтов. Пророк Иов сказал о ней: «[Она] живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных… Птенцы [ее] пьют кровь»

Большинство исследователей критично относятся к книге Грейвса, считая бездоказательной непосредственную связь между древним культом единой Богини-Матери (Великой Матери) и т.н. Белой Богиней — поэтическим образом Триединой богини (Гекаты). Но образ получился очень сильным и современные неоязыческие религии восприняли его на ура.

Ночная кобыла — действительно образ, не дающий покоя поэтам и художникам. Вспомните, сказку П.П. Ершова «Конек-горбунок»:

«Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.»

Или У А.А. Блока «На поле Куликовом»:

«Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!»

Образ кобылы присутствует также в огромном количестве древних мифов, поэтических произведениях, в современных романах. Например, легенда о Дикой Охоте (есть также роман белорусского писателя В.С. Короткевича «Дикая охота короля Стаха») — в которой группа призрачных всадников-охотников носится над землей на вороных конях, со страшными черными собаками, собирая души умерших. До появления мифа о всадников считалось, что охотой руководит богиня Геката. Очень похоже — ведь черные собаки ее обязательный атрибут, так же, как и вороные лошади (ночные кобылы).

У писательницы Веры Камши в серии произведений «Отблески Этерны» есть глава «Осенняя охота» — аллюзия на Дикую Охоту. В ней один из 4-х главных героев, Робер Эпинэ, по прозвищу ИНОХОДЕЦ (на его гербе стоящие на дыбах черная и белая лошади) попадает после праздника Золотой ночи в лес, где его преследует призрачная лошадь с всадницей — умершей девочкой:

«Лошадь! Почему же так жутко? Обычная лошадь, причем одна. Один всадник – не враг, с одним он управится. Или нет? Эпинэ лихорадочно дернул за узду, Дракко развернулся и карьером понесся назад, в лицо ударил ветер, кованые копыта загрохотали, как кагетские барабаны. Клемент заткнулся, значит, все правильно, крыс хотел, чтоб они повернули. Во имя Астрапа, что же там такое? Лошадь… Лошадь?.. Когда он болел, ему тоже чудилась лошадь, но он все забыл. Все, кроме страха!… 

…– Слышу, – горячее дыхание у щеки… Как же хорошо, что он не один. – Это Она!

– Она? Что это за тварь?

– Не знаю… Никто не знает… Она ночами ходит… Это очень плохо…

Беловолосая красавица спрыгнула наземь и пошла вперед, грациозно покачивая бедрами. Ошалевшая луна заливала бледным светом дорогу, превращая ели на обочинах в черную иззубренную стену, а за спиной мерно цокала смерть.»

Какой вывод можно из всего этого сделать? Возможно, женщина не покорное, зависимое существо, чья задача только быть матерью и создавать уют. Это сильное опасное существо, способное вселять, как страсть, так и ужас, и расплату за грубое обращение и недостаточное уважение. Подумайте об этом. Вспомните об архетипе Гекаты в сложный момент — пусть она вам поможет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

7 + семь =

Яндекс.Метрика