Про смысл жизни

pro-smisl-zhizniУ меня уже был пост про смысл жизни. Скорее всего вторая часть останется не особо замеченной, но периодически я публикую такие статьи — потому что мне все равно хочется написать об этом. Многие из вас чувствуют себя вполне благополучно, а некоторые совсем нет — им либо плохо, либо уже никак, полная апатия. На самом деле — это хороший знак. И в статье я попытаюсь раскрыть, почему.

В прошлом посте я писала про смысл жизни в поиске и раскрытии себя. Это сложно — не намного проще, чем вообще понять, в чем суть нашего существования. Кому-то удается сразу, кто-то идет к этому годами. Личным сообщением мне написали — что я слишком категорична в отношении семьи, а ведь для подавляющего большинства людей она важнее всего.

Отвечу так — не всегда важная вещь является самой главной и необходимой. Я готова пояснить. Например, многие считают, что смысл в детях. Но вот у вас двое, трое, даже больше детей. Это здорово. Потом у них в свое время тоже будут дети. Но помимо того, что это хорошо — какая смысловая нагрузка в бесконечной смене поколений? Или хороший муж? Смысл в нем? Я скажу так — семья это очень приятное, сильно поддерживающее нас в жизни дополнительное обстоятельство, облегчающее многие мучительные моменты, в том числе и поиск себя. Но смыслом и конечной целью она не является.

Рассмотрим ситуацию. Вот вы живете с мужем — он не очень вас понимает, может изменять или того хуже, отношения неровные, а нередко все заканчивается разводом. Потом появляется новый мужчина — но ситуация повторяется. Или вообще никто не появляется. Вы пытаетесь разобраться в себе, ходите к психологу, чтобы поработать над собой и понять, что не так. Но как пишет психоаналитик Лев Хегай «Усиление уверенности в себе, самоконтроля и независимости или улучшение навыков общения принесут пользу только, если человек хорошо понимает «кто я», «чего я хочу от жизни», «каково мое место в мире». И ничего не сложится, если вы этого не поймете. Потому что ни один человек не сможет быть средством лечения от внутренней пустоты. Я много писала про архетипы — чтобы вы могли увидеть, какие мы все разные и что только для 3-х из 7-ми богинь семья является чем-то важным. Но мы все еще пытаемся, будучи Гестией, запихнуть себя в шкуру Геры или Деметры, и вместо того, чтобы в правильном направлении развивать в себе свои черты, криво и кое-как играем чужую роль. Конечно, получится плохо!

«Рукой не обопрешься —
Душа пуста
Где-то по волчьим тропам бродит
Моя звезда». (Ника Турбина)

Хочу предложить вам отрывок из статьи вышеупомянутого юнгианского психолога Льва Хигая, который может натолкнуть на мысли про смысл жизни. Я ее немного адаптировала — потому что у автора прослеживается явный уклон в мистицизм — а это не всем нужно. Вот, что он говорит:

«Люди которые обращаются за помощью к психологам, переживают смятение и путаницу, потерянность и одиночество. Они находятся в кризисе. Недовольство собой и миром является выражением их обострившегося внутреннего конфликта. Большинство обычных психоаналитиков стремятся  в таких случаях объяснить, например, что это конфликт между «хочу» и «должен», или что он вызван комплексами, травмами и искажениями их прошлого развития. ОНИ ХОТЯТ ПРИМИРЕНИЯ ПАЦИЕНТА С РЕАЛЬНОСТЬЮ, большего принятия им себя и других людей, чтобы он вернулся к эффективному социальному функционированию. Но эти психологи, чьи стратегии, на первый взгляд, кажутся совершенно обоснованными и здравыми, глубоко ошибаются.

ЗА ЛЮБЫМ НЕВРОЗОМ СТОИТ ПОИСК НОВОЙ ЖИЗНИ, стремление к развитию, желание стать чем-то большим, чем ты есть, и одновременно самим собой настоящим. Конфликт, сколько бы страданий он ни причинял, не является злом, которое нужно просто устранить. КОНФЛИКТ — это арена борьбы за ЦЕЛОСТНОСТЬ, это великая возможность для развития.

Возможно, пора переименовать неврозы в «гностическую болезнь» или в «Фаустову болезнь» по имени героя одноименного романа Гете. Однако такие слова, как «невроз» (расстройство нервов) или «болезнь», отсылающие к устаревшей идеологии клинических случаев, одинаково неуместны. Скорее, мы должны говорить о гностическом поиске, гностическом предприятии, паломничестве к Софии (мудрости). Эта дорога начинается с того, что человек больше не может находится в прежнем состоянии. Недовольство собой, неудовлетворенность работой или семейные проблемы, ощущения утраченных опор и ориентиров заставляют его искать ответов на вопросы: «Почему все пошло не так?», «как изменить свою жизнь к лучшему?», «как жить правильно?». Он хочет знать, он хочет во всем разобраться сам. Гнозис (знание) невозможно некритически заимствовать из книг, из чужих мнений или получить от авторитетной фигуры. ЭТО ВСЕГДА СУГУБО ЛИЧНОЕ ВЫСТРАДАННОЕ ЗНАНИЕ, обретаемое в чувственно-эмоциональном опыте самопознания. Только такое трансформирующее знание может послужить прочным фундаментом нового пути, новой совершенной личности. Из этого подлинного знания проистекает энергия, желание жить, вдохновение, креативность».

В посте про Всемирный день животных я упоминала про их покровителя Франциска Ассизского. В 1989 году режиссер Лилиана Кавани задумала снять о нем эпичный байопик продолжительностью 2,5 часа, пригласив на главную роль… Микки Рурка. За 2 года до этого он снялся в фильме «9 с половиной недель», а через год почти сразу в «Дикой орхидее» и «Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо». То есть аплуа — мачо, боксера, хулигана и секс-символа — никак не вязалось в представлении продюсеров с образом полубезумного странствующего монаха. И они сказали режиссеру выбрать другого актера. Кавани отправилась на встречу с Рурком, который вел себя в полном соответствии со своим имиджем — курил, нахально улыбался и играл мускулами. Пригласить его на роль святого Франциска — все равно, что заставить Шварценнегера сыграть Гамлета в классической постановке на подмостках Лондонского театра. Но после этой встречи режиссер поставила продюсерам ультиматум — либо снимается Микки Рурк, либо она уходит.

Я смотрела этот фильм очень давно и почти ничего не помнила. Но сейчас решила пересмотреть. Сначала я была немного разочарована — сюжет развивался не быстро, фильм слишком аутентичный, слишком исторический — не костюмное игровое кино. Даже думала выключить. Но не стала. И к середине я уже не могла оторвать глаз — не от игры Микки Рурка — а от его перевоплощения. Сюжет остался на втором плане. Я должна сказать, что либо он великий актер, либо он почувствовал того человека, которого играл. И если это второй вариант — то такие роли опасны для психики актеров. Рурку пришлось не просто играть роль, но и пережить весь чудовищный внутренний конфликт, который привел его героя к мистическому опыту познания мира, себя и Бога. К концу фильма его внешность изменилась до неузнаваемости. Рейтинг у фильма высокий — почти 8 баллов на Кинопоиске. Но в одном из отрицательных отзывов были слова: «Зрителю совершенно непонятны причины показанных изменений во взглядах главного героя. Вот он делает так, вот он делает нечто противоположное. Нет драмы, нет столкновения героя с обстоятельствами, меняющими его мировоззрение. Просто сначала действует один человек, потом мы видим действия в той же оболочке совсем другого человека. Допускаю, что взгляд религиозного человека не нуждается в подпорках в виде причин для внутренних преобразований. «Так повелел Господь» и этим все сказано. Но.. . В чем заслуга тогда человека? Просто в него вселился «чужой» и стал действовать в интересах высшего существа. Но как к этому относиться не религиозному человеку?»

Очень интересный комментарий, но каждому свое. Кому-то надо «поверить алгеброй гармонию», а у кого-то просто загорается внутренний маяк, и человек понимает — «я должен идти такой дорогой» или «я больше не могу идти прежней». Но, чтобы понять, куда и как идти — иногда нужно много страдать, бежать по замкнутому кругу, разложить себя на молекулы и полностью все потерять или от всего избавиться, чтобы понять, кто ты. Я не буду рекомендовать вам этот фильм — 99% не смогут его смотреть. Не потому что вы глупые, конечно — просто он реально не для развлечения и слишком интимный — вам иногда будет неловко, как будто вы подсматриваете в замочную скважину за чьим-то сексом, а то и чем-то более интимным. Но если вы чувствуете, что вы совсем запутались — возможно, он для вас. Только поймите правильно — он не о пути к Богу, это просто частный случай одного героя, он о поиске своего места в мире, когда внутренний огонь пожирает тебя и ты бессилен жить «как все».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

10 − 7 =

Яндекс.Метрика