У кельтов существовало 8 праздников, составляющих так называемое Колесо Года – Йоль, Имболк, Остера, Белтайн, Лита, Лугнассад, Мабон и Самайн. Они оказались настолько органично связаны со сменой времен года, что были заимствованы и другими языческими религиями, а также христианством.
Как вы уже заметили, я периодически пишу о праздниках с немного странными названиями – Остера, Йоль, Лита. Изначально это древние кельтские мистерии, которые сейчас отмечают либо люди, увлеченные мифологией, либо виккане. Викканство или сокращенно викка – современная неоязыческая религия. Ее еще называют религией ведьм. Никакой чертовщины, исключительно природная магия или просто почитание сил природы. Про Викку позже я сделаю отдельный пост, а пока про сами праздники.
Если вы посмотрите на изображение “Кельтского креста”, то увидите, что он состоит из 2 элементов – креста и круга. Как я уже писала, христианским миссионерам было гораздо легче привить новую религию, когда они объединяли ее символы с языческими. Таким образом кельтский крест – это крест (символ христианства) и круг – символ солнца, языческого солнечного божества.
Та же история произошла и с праздничными мистериями. Хотя такое четкое деление на даты, традиции и прочее скорее всего является уже современным веянием. Сами по себе эти праздники изначально также являются заимствованием из прежних верований и обрядов. Например, рогатый бог – один из главных действующих лиц этих мистерий – вобрал в себя частично черты древнегреческого Пана, Минотавра и Загрея, “перемешав” их с кельтским Кернунном. А поклонение рогатому богу было свойственно еще во времена Ледникового периода. Образ Сатаны – как существа с козлиными ногами и большими устрашающими рогами – возник в результате уничижения христианством старых богов. Поэтому новой Бог – это Добро, а старый рогатый бог – Зло только потому что он побежден новой религией. Вспомните мой пост про “Духа в бутылке” – почему могущественный Гермес Трисмегист оказался низведенным до уровня доморощенного божка.
Перейду к рассказу о самих праздниках Колеса года.
- Йоль. Отмечается 20-23 декабря. Совпадает с католическим Рождеством. Ну Руси ему соответствовала Коляда. У южных славян он называется Божич. Само название “коляда” скорее всего восходит к древнеримскому “коленды” – из которого произошло современное слово “календарь”. Календарь, как мы знаем начинается с января. Таким образом Йоль, Коляда, Рождество – время конца старого – начала нового года. Это ночь Зимнего Солнцестояния, самый короткий день. Атрибутами Йоля у кельтов были плющ, падуб, ветки вечнозеленых деревьев, свечи, полено. Все это мы легко узнаем в рождественских и новогодних традициях.
2. Имболк. Отмечается 1-2 февраля. Совпадает с христианским Сретеньем и языческой Масленницей. В Канаде и США ему соответствует День Сурка. Находится на полпути между зимнем солнцестоянием и весенним равноденствием.
3. Остера. Отмечается 21-22 марта. Совпадает (периодически) с христанской Пасхой. В англоязычной традиции даже название Easter (Пасха) – похоже на Остеру. В славянской языческой Руси в это время отмечался Юрьев день. Это время Весеннего Равноденствия. На Остеру было принято жечь костры – так что скорее всего идея Благодатного Огня могла
быть заимствована отсюда.
4. Белтайн. Отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая. В народном христианстве ему соответствует Вальпургиева ночь, в католичестве и православии – день пророка Иеремии. В языческой Руси отмечался день Еремея Запрягальника. Снова сравните сходства имен – Иеремия и Еремей. С Белтайном также связаны традиции Майского дерева, особенно отмечаемые в англоязычных странах, южными славянами и частично германскими народами. Майские деревья в некоторых странах стояли от Вальпургиевой ночи до Вознесения.
5. Лита. Отмечается с 20 на 21 июня. У славянских народов 23- 24 июня по новому стилю и 6-7 июля по старому. Совпадает с языческим празднеством Ивана Купалы и христианским Рождеством Иоанна Предтечи (подробнее про Литу см. предыдущий пост).
6. Лугнассадх (Лунаса). Отмечается 1 августа, как начало сбора черники и изготовления пирогов из зерна нового урожая. Лугнассадх – название месяца августа у кельтов. В язычестве им отмечали проводы лета. На Руси ему соответствует Медовый спас и праздник “Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня”. Первый день Успенского поста.
7. Мабон. Отмечается 22-24 сентября. День Осеннего Равноденствия. На Руси ему соответствовал праздник Феклы Заревницы. Также по старому стилю – 21 сентября – отмечается Рождество Пресвятой Богородицы. В “народном христианстве” в это время празднуются Осенины – праздник урожая, окончания уборки хлебов, встречи осени.. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. В некоторых местах совершались поминки по мёртвым.
8. Самайн (Самхейн). Отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. У кельтов это праздник смерти, первый день зимы. В православии – Дмитриевская суббота, день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота. В Мексике – день Мертвых. В католичестве – 1 ноября День Поминовения усовпших, а 31 октября – День Всех Святых. В скандинавской мифологии соответствует языческому празднику Дикой Охоты – когда бог Один с призрачной свитой носится по земле, собирая души людей.